Новости отрасли

4 Октября 2018Коммерсантъ
Железнодорожникам не хватает хлеба

Проблемы зерновиков начинают сказываться на других отраслях. На фоне снижения поставок железнодорожные перевозки зерновых в сентябре упали, по разным данным, на 4–7%. В обеих отраслях проблемы связывают с плохой погодой в портах и колебаниями цен на зерно. Железнодорожники в таких условиях официально заговорили о возможности отмены с 2019 года скидок на экспортные перевозки зерна.

ОАО РЖД наблюдает снижение перевозок зерна в августе—сентябре, рассказал в кулуарах форума «Pro//Движение.1520» директор по коммерческой деятельности монополии Алексей Шило. По его словам, падение по зерну только в сентябре уже достигло 4%. По словам топ-менеджера, в ОАО РЖД пришло «официальное письмо от Минсельхоза о том, что идет снижение урожая в этом году». «Но мы даже с учетом этого рассчитывали, что объем перевозки на железной дороге (доля железнодорожных перевозок) сохранится на уровне прошлого года»,— подчеркнул он. В Минсельхозе не ответили на запрос “Ъ”.

После прошлогоднего рекордного урожая погрузка зерна на железной дороге резко увеличилась. В январе—июле она взлетела на 51,7%, превысив 15,9 млн тонн. Однако по итогам января—сентября темпы роста замедлились до 36,9% (до 20 млн тонн). Источник “Ъ” в отрасли уточнил, что в сентябре 2017 года перевозки зерна достигали 2,1 млн тонн, в прошлом месяце — 1,95 млн тонн, то есть падение даже больше, чем говорят в ОАО РЖД, около 7%. Однако, уточняет собеседник “Ъ”, три месяца зернового года (июль—сентябрь) все еще показывают рост на 3%. Спад он связывает не с низким урожаем, а с большой длительностью конвенций (запреты погрузки в определенный адрес, часто связанные с плохими погодными условиями в порту) на Новороссийск.

Замедляются и темпы роста экспорта: с начала сезона по 27 сентября РФ вывезла зерновых на 20,5% больше, чем год назад, сообщал Минсельхоз, поставки пшеницы выросли на 33,4%. Но еще в середине сентября рост составлял 32,9% и 48% соответственно. В сентябре экспорт зерна может достичь 4,5 млн тонн, поставки пшеницы — 4 млн тонн, оценивал «Совэкон». Тогда сентябрь будет первым месяцем сезона, когда экспорт уступит данным 2017 года.

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько отмечает, что в первые два месяца сезона значительный объем перевозок зерна обеспечивался еще урожаем 2017 года. Но в сентябре поставки в порты Черного моря шли неровно, поясняет он, на несколько дней экспорт прерывался из-за непогоды. Кроме того, подходы судов часто сдвигались из-за реструктуризации контрактов в связи с резкими изменениями цен и недостаточным поступлением качественной пшеницы с содержанием белка 12,5%, говорит господин Рылько. Из данных «Совэкона» следует, что в начале сентября экспортные цены на российскую пшеницу 12,5% (FOB) были на уровне $223 за тонну, в середине месяца — $218, а на 28 сентября достигли $226 за тонну. Крупный экспортер подтверждает, что в сентябре перевозки зерна могли снизиться, так как порты иногда «были забиты».

Но спад погрузки может привести к тому, что ОАО РЖД не продлит аграриям скидки на экспортные перевозки на 2019 год, признал Алексей Шило. В декабре 2017 года монополия ввела этот дисконт на перевозку из 13 регионов к южным, северо-западным и дальневосточным портам до 30 июня. Скидка компенсируется из бюджета, и, по данным Минсельхоза, по льготному тарифу перевезено 3,06 млн тонн, субсидии превысили 3 млрд руб. С 3 июля ОАО РЖД продлило действие скидки до конца года, но уменьшило ее размер до 7,1%. «Цель скидки в том, чтобы сохранить долю перевозки зерна по железной дороге на уровне 2017 года,— пояснил Алексей Шило.— На 2019 год, если грузоотправители готовы сохранить объемы, мы готовы рассматривать скидку. В августе—сентябре идет снижение, поэтому, может быть, эта скидка нам будет уже не интересна». Впрочем, возможно, что сейчас эта льгота уже не слишком важна для аграриев. Один из крупных экспортеров зерна заявил “Ъ”, что смысла в скидке не видит и не считает, что ее отмена скажется на рынке.

Новости за период