Новости отрасли

15 Июня 2010Ведомости
Аукцион вместо бонуса / X5 Retail Group нашла способ

X5 Retail Group нашла способ снизить цены поставщиков, на нарушая нового закона о торговле: она намерена закупать товары на интернет-аукционах. Этот механизм интересует и других ритейлеров

О том, что X5 планирует закупать часть товаров для своих магазинов на интернет-аукционах, «Ведомостям» рассказали два поставщика ритейлера. Основная цель компании — снизить отпускные цены на товар, не применяя при этом бонусные схемы, запрещенные законом о торговле (с 1 августа максимальный размер бонуса за объем закупок не должен превышать 10%), утверждает один из них. Представитель X5 Retail Group подтверждает эту информацию. По его словам, компания уже проводит через интернет-аукционы закупки товаров для нужд компании, а также тендеры на производство продуктов под собственной торговой маркой (СТМ, на них приходится около 5% продаж магазинов X5 в ЦФО).

В ближайшее время компания собирается закупать на электронных торгах биржевые товары — например, сахар или мясо, а позже и другие продукты, утверждает представитель X5. По его словам, в перспективе на интернет-аукционах будет закупаться вся продукцию для сети.

Приглашение к участию в торгах и всю документацию X5 размещает на своем сайте, отмечает он. Как указано на этом ресурсе, пока X5 проводит торги на www.goszakaz.ru, но, по словам представителя компании, в этом году собирается запустить собственную площадку.

Сейчас ритейлер проводит торги на следующих условиях: шаг снижения цены контракта не задается, заказчик должен подтвердить предложенную на торгах цену не позднее чем через три часа после завершения аукциона, а предложения поставщика должны действовать в течение 90 календарных дней со дня торгов. На какой срок заключаются договоры поставки, в документах не указано — это зависит от товара, говорит представитель X5.

При корректном составлении тендерной документации компании «Русские продукты торг» было бы интересно участие в интернет-аукционах: они позволяют видеть цену конкурентов и исходя из этого оперативно корректировать собственную, говорит гендиректор дистрибутора кондитерских изделий «Русские продукты торг» Дмитрий Рыжков. Однако, отмечает он, получить выгодную цену поставщику при такой схеме закупок сложнее, чем при устных переговорах: на аукционах цена, как правило, сбивается до минимума. А гендиректор «Продимекса» Виктор Алексахин не видит большой разницы между участием в интернет-аукционах и устными переговорами с закупщиками.

Рыжкову не приходилось сталкиваться с другими ритейлерами, проводящими закупки в интернете, но он знает, что сети внимательно изучают опыт X5. Часть сетей уже покупают продукцию через интернет, но аукционы, во время которых все участники видят минимальную цену предложения, пока являются ноу-хау X5, утверждает один из поставщиков.

«Копейка» закупает часть товаров через интернет на собственной площадке, но она менее технологичная, чем goszakaz.ru, рассказал исполнительный директор компании Максим Гольдберг: «Однако это направление кажется нам перспективным, и мы планируем его активно развивать».

Крупнейшие мировые ритейлеры в своей отчетности не сообщают, используют ли они интернет для покупки товаров у поставщиков. Metro Group использует интернет при обмене информацией между поставщиками и розничными операторами, сказал представитель головного офиса сети. Однако он не уточнил, заключаются ли по итогам этого общения договоры о закупках. В центральном офисе Walmart не ответили на запрос «Ведомостей», представитель Carrefour отказался от комментариев.

Опрошенные «Ведомостями» топ-менеджеры компаний-дистрибуторов продуктов питания не смогли подсчитать, как может снизиться отпускная цена товара в ходе интернет-аукциона. X5 такие цифры не раскрывает.

Как показывает опыт госзакупок, по итогам электронного аукциона цена контракта снижается на 20-30% без ущерба для качества, говорит начальник управления ФАС Михаил Евраев.

Новости за период