Новости отрасли

19 Октября 2009Аргументы и факты
Дефляция крепчает . А стоит ли радоваться?

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), потребительские цены второй месяц подряд топчутся на месте


Последние годы россияне приучились бояться инфляции, как стихийного бедствия, и следили за её уровнем, как за прогнозом погоды. И вот, к концу первого кризисного года рост цен сменился их снижением — в стране наступила дефляция. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), потребительские цены второй месяц подряд топчутся на месте.

Последние изменения уровня инфляции были зарегистрированы в России в конце августа. На тот момент цены на потребрынке выросли в среднем на 8,1% с начала года. Сейчас инфляция до сих пор держится на этом уровне, что всего на 0,03% выше по сравнению с прошлым октябрём.

Но на нуле — только «средняя температура по больнице», то есть цены на отдельные продукты всё равно колеблются вверх или вниз. Так, за прошлую неделю в России на 0,2-0,3% подорожали молоко, сметана, сливочное масло, соль и даже яйца, которые до сих пор упорно становились дешевле.

В свою очередь, скинули в цене мука, пшено, замороженная рыба (на 0,2-0,5%) и ранее дорожавший сахарный песок (сразу на 1,9%). Почти на 2% подешевели овощи, больше всего — самые «народные» морковь, капуста, лук и картофель.

Напомним, в странах Европы и Америке дефляционные процессы начались более года назад. В некоторых регионах уровни годовой дефляции достигают 5-8%, у нас же это явление наблюдается впервые за последние 10-12 лет. Впрочем, о том, что продержится оно относительно долго, говорить пока рано. Периоды кратковременной остановки цен наблюдались в экономике России и раньше, но они не несли для неё серьёзных последствий.

— Поскольку сейчас в нашу экономику вкачиваются бешеные деньги по линии региональных бюджетов из Стабфонда, то цены у нас будут расти, — говорит экономист Михаил Хазин. — К тому же, в нашей стране цены растут в связи с ростом издержек по нескольким направлениям. Во-первых, растут тарифы естественных монополий, а во-вторых, растут взятки. Чиновники понимают, что это время может быть для них последним, и стараются ситуацию максимально отыграть.

Если же дефляция задержится у нас надолго, ничего хорошего она не принесёт. Конечно, с точки зрения потребителя низкие цены — настоящий подарок судьбы, но для производителей, а следовательно, для миллионов людей, занятых на их предприятиях, это просто финансовая катастрофа. В этом случае нас ждёт ещё большее падение производства (которое к сентябрю итак составило более 16%) и новая волна безработицы. Получается замкнутый круг: экономический спад ведёт к дефляции, а дефляция, развиваясь, провоцирует ещё больший экономический спад.

И тем не менее, по мере продолжения дефляционных процессов, россияне смотрят в будущее всё с большим оптимизмом. Возможно, не последнюю роль в этом сыграли и последние осторожные заявления властей — мол, из кризиса ещё не вышли, но самое страшное уже позади. Но как бы там ни было, по данным того же Росстата, мы стали увереннее смотреть на свои экономические перспективы: индекс потребительской уверенности в России вырос в III квартале 2009-го на 7%.

Складывается этот индекс из нескольких положительных ожиданий россиян. Во-первых, на 5% выросла общая уверенность в том, что экономическая ситуация в стране переменится к лучшему в самое ближайшее время. Во-вторых, на 7% меньше россиян стали замечать какие-либо негативные тенденции в национальной экономике, а положительные изменения отмечали на 11% чаще. И, наконец, на 5% больше трудоспособного населения верит в скорейшее увеличение своего материального достатка.

Также больше россиян стали готовиться к крупным покупкам (на 8%) и поверили в то, что могут безопасно откладывать какие-то сбережения (на 6%), рапортует Росстат. Впрочем, по данным другого исследовательского центра — «Ромир», — мы по-прежнему либо боимся, либо не хотим, либо просто не можем накапливать деньги. Эксперты центра подсчитали, что почти половина жителей России (48%) вообще не делают никаких накоплений и тратят всё до копейки.

В общем, ничего удивительного в том, что большинство простых потребителей восприняли страшную, по словам экономистов, дефляцию как манну небесную.

Новости за период