Новости отрасли

6 Февраля 2009КоммерсантЪ Спб
Девальвация двигает импорт с полок // Поставщики пытаются договориться с розницей о новых условиях

Импортеры продовольственных товаров несут существенные потери в связи с девальвацией рубля. Чтобы сохранить прибыльность бизнеса, некоторые поставщики предлагают торговым сетям существенные скидки, рассчитывая на увеличение оборота, другие настаивают на более частом пересмотре закупочных цен, в зависимости от курса валют. По мнению экспертов, несмотря на все усилия поставщиков, в ближайшем будущем доля импортной продукции на полках магазинов существенно сократится.

Как рассказали "Ъ" несколько участников розничного рынка, последние несколько недель поставщики импортной продукции (продукции, для изготовления которой используется импортное сырье) существенно пересматривают условия сотрудничества с торговыми сетями. Коммерческий директор "Орими Трейд" (чай Greenfield, кофе "Жокей") Владислав Симаков подтвердил, что компания находится в стадии обсуждения новых сроков и условий поставок. По его словам, с некоторыми ритейлерами эти изменения уже оформлены в виде договорных обязательств, с другими переговорный процесс продолжается — заключаются временные соглашения и протоколы. Новые договорные обязательства предусматривают право поставщика изменять ценовые условия два раза в месяц, при условии уведомления торгового оператора за 14 дней. При этом в компании готовы к тому, что ритейлер может отказаться согласовать изменение цены, поэтому оставляют за собой право остановить отгрузки без штрафных санкций. "Собственно, мы рассматриваем подобные меры как временный вариант именно на сегодняшний период. Когда ситуация стабилизируется, мы готовы пересмотреть условия поставок и вернуться к прежним договоренностям", — заявил господин Симаков.

По словам руководителя отдела закупок ООО "ТД Интерторг" (сеть универсамов "7Я семьЯ") Ольги Гуллис, с подобными предложениями к сети обращались уже несколько компаний. "Мы соглашаемся на такие условия, если, переходя в разряд более дорогих, товар сохраняет высокую востребованность. Но в среднем, как только поднимается цена, потребление падает на 10-15 процентов, снижается и наш оборот. В таких ситуациях нам приходится искать новых поставщиков", — считает госпожа Гуллис. "Никаких уступок не может быть, увеличение цен на 50 процентов вслед за долларом невозможно, есть определенный режим работы с поставщиками, если кто-то будет не в состоянии его соблюдать, нам придется увеличивать количество поставщиков", — заявил директор по закупкам компании "Лента" Игорь Лукашкин, признаваясь при этом, что по некоторым товарным позициям, например говядине, заменить импорт отечественными производителями пока не представляется возможным.

Коммерческий директор "Арла Фудс Артис" (дистрибьютор сыров) Ольга Остапкевич не отрицает намерения компании увеличивать цены, но "постепенно и рамках существующих договоренностей". В ближайшее время прибыльность бизнеса "Арла Фудс Артис" планируют сохранить за счет увеличения товарооборота, предоставляя сетям 20-40-процентные скидки. По словам госпожи Остапкевич, по текущим соглашениям в большинстве случаев изменять отпускную цену компания может раз в квартал и не более чем на 10%.

"В условиях непредсказуемой обвальной девальвации рубля по отношению к основным валютам импортных контрактов невозможно соблюсти сроки согласования и фиксации цен на товар, предусмотренные условиями договоров. Существует вероятность, что переход на новые отношения между поставщиками и сетями будет происходить не эволюционным путем, а через разрыв договоров, пустые полки в магазинах по целой группе товаров, и только затем они придут к подписанию соглашений на новых условиях, соответствующих реалиям текущей ситуации в стране", — считает генеральный директор "Агроальянса" (крупный импортер и производитель риса) Виктор Козырев. По мнению аналитика инвестбанка "КИТ Финанс" Натальи Колупаевой, в ближайшем будущем торговые сети заметно сократят объемы закупок дорогой импортной продукции. "Маржа импортеров значительно сократилась, поскольку закупки осуществляются в основном в долларовой зоне, следовательно, в условиях девальвации рубля эти компании вынуждены повышать цены на продукцию. Сети будут стараться заменить их более широко востребованными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной в ближнем зарубежье. Например, импортные сыры и кондитерские изделия заменят русскими и белорусскими", — считает госпожа Колупаева.

Новости за период