Новости отрасли

27 Марта 2009Комментарии. ru
ФАС проанализировала наценки торговых сетей

Практика осуществления расчетов торговых сетей с поставщиками вызвала интерес у Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). На примере Санкт-Петербурга служба проанализировала договорную практику ритейлеров с производителями и поставщиками товаров с 2005 года по I полугодие 2008 года.

В ходе проверки, ФАС пришла к выводу, что розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибуции товара (наценки производителя, наценка дистрибьютора, торговая наценка розничной сети), но и в значительной степени включает затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей, затратами на предоставление товарного кредита торговым сетям (отсрочки платежей).

Так, например, как говорится в сообщении ФАС, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи в некоторых сетях в 2009 году в сравнении с предыдущим годом составил от 50% до 70%. При этом, период отсрочки платежей в 2005 году в среднем составлял 21-25 банковских дней. В 2008 году этот срок увеличился до 45-50 дней, а в ряде случае доходит до 65 дней.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба считает, что получила дополнительные доказательства, свидетельствующие о влиянии недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен на продовольственные товары.

Подробнее: <Интерфакс> <РБК>

Комментарии:
Алексей Прудников Президент ГК Финематика
Результаты проверки, проведённой ФАС, безусловно, верны (хотя сама методика – проверка 40 – 50 из нескольких сотен договоров, заключенных у каждой розничной сети – вызывает сомнения в своей адекватности). В росте цен на продукты питания есть вина и розничных сетей. Главный вопрос – как интерпретировать результаты этой проверки.

ФАС считает, что «…происходит перекредитование поставщиками торговых сетей». И это тоже верно. Для любого ритейлера вопрос финансирования жизненно важен – без оборотного капитала любая торговая сеть умрет за 5 – 6 месяцев. Сейчас, когда произошло кредитное сжатие и объём кредитования ритейлеров резко снизился, «аварийным» источником финансирования для них стали поставщики. Объём кредиторской задолженности резко увеличился у всех розничных сетей. И это абсолютно логично – в условиях, когда банки стали экстренно отзывать кредиты, другой возможности спасти свой бизнес у ритейлеров просто не было.

Все розничные сети активно росли в последние годы, вкладывая собственные и заёмные средства в строительство и покупку новых магазинов, зачастую не успевая вывести уже существующие магазины на уровень окупаемости. В этом нет ничего удивительного – для достижения хотя бы нулевой рентабельности магазину нужно от полугода и выше, и этот срок был непозволительной роскошью в конкурентной борьбе. В итоге к кризису все торговые сети пришли с объектами незавершённого строительства и только что открытыми магазинными, работающими «в минус». Сюда надо добавить растущие, как на дрожжах, арендные ставки, коммунальные платежи, зарплаты персонала. И если что-то из этого сейчас можно сократить (к сожалению, в подавляющем большинстве – только зарплаты), то с выросшими даже в январе 2009 коммунальными расходами ничего сделать нельзя.

Кризис добавил всего две новые вводные: падение спроса и кредитное сжатие – которые коренным образом изменили ситуацию у процветающей ещё несколько месяцев назад отрасли. Выручка уменьшилась, ставки по кредитам резко выросли (в среднем на 6 – 8 процентов по рублёвым кредитам), а перспективы достройки новых объектов и выведения новых магазинов на уровень безубыточности отодвинулись, как говорится «за горизонты финансового планирования». Есть ещё рост курса, который, с одной стороны, увеличил выручку за счёт продажи импортных товаров, но с другой – увеличил выплаты по валютным обязательствам на 30 – 50%.

Я не агитирую в пользу владельцев сетей – подавляющее их большинство успело неплохо заработать на эпохе роста экономики. И, безусловно, в некоторых случаях имеют место дискриминационные меры в отношении поставщиков, особенно со стороны крупнейших ритейлеров, у которых есть возможность влиять на рынок свой политикой закупок. Однако необдуманные меры «поддержки поставщиков» могут привести к проблемам у торговых сетей, которые в итоге ударят по рядовым покупателям. А задачи, которые сейчас решает ФАС, носят, полагаю, более характер PR-акции, нежели направлены на помощь отрасли.

Новости за период