Новости отрасли

17 Апреля 2009Деловой Петербург
Федеральная таможенная служба (ФТС) взялась за реструктуризацию таможенных постов на северо-западе

Концепция переноса таможенного оформления на границу РФ, которая вызвала столько споров и протестов в бизнес-сообществе, прошла согласование во всех министерствах и ведомствах. Об этом заявил начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин.

Он дал понять, что это решение Правительства РФ и оспаривать его бесполезно. По словам Владимира Ивина, "умные представители бизнес-сообщества" не будут ждать два года, чтобы начать оформлять свои грузы на границе, а все остальные – продолжат попытки оспорить данное решение.

Он также отметил, что на время проведения этих мероприятий генпрокуратура ужесточит контроль над участниками внешне-экономической деятельности. Уже сейчас началась программа борьбы с фирмами-однодневками. В ближайшие два года будут реструктуризированы все морские и авиационные таможенные посты, а реструктуризация железнодорожных и автомобильных постов займет 4-5 лет.

Основной проблемой в реализации концепции является необходимость построить в приграничной зоне новые таможенно-логистические комплексы (ТЛК). Планируется, что в Северо-Западном регионе они будут организованы в Себежском районе (МАПП "Бурачки"), в Печорском районе (МАПП "Куничина Гора", МАПП "Шумилкино") и в Путаловском районе (МАПП "Убылинка"). По всей стране таких постов будет 66. При чем предполагается, что строиться они будут по системе государственно-частного партнерства (40% инвестиций – федеральные, 60% - частные).

"В условиях кризиса бизнес денег на такую затею не даст," – уверен Владимир Игнатьев, президент региональной ассоциация таможенных брокеров "Северо-Запад". По его словам, предприниматели не видят смысла и экономической выгоды в подобном переводе. Существующую проблему оформления грузов может решить система электронного декларирования и предварительного информирования, которая позволит оперативно досматривать грузы на границе и растамаживать их на территории РФ. В противном случае реформа приведет к коллапсу на границе.

Как рассказал генеральный директор логистической компании "2L", несмотря на то, что в ФТС заявляют о работе системы предварительного информирования и электронного декларирования, на таможенных постах зачастую даже не работает Интернет, без которого это просто невозможно.

Вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас, отвечая на вопрос о готовности области к реализации концепции, заявил, что федеральные власти зачастую имеют особое представление о вещах, которое совершенно не связано с реальность. По его словам, выделить участки для строительства ТЛК не проблема, но строительство необходимой инфраструктуры требует огромное количество времени и капитальных вложений.

Президент ассоциации "Транспортно-логистические комплексы Северо-Запада" Андрей Белоногов рассказал, что стоимость строительства только трех логистических комплектов, учитывая опыт прошлых лет, обойдется бизнесу в 3 млрд рублей по ценам 2009 года. Это только та часть средств, которую должен отдать бизнес в условиях кризиса, без учета бюджетных средств.

Ранее ФТС объявило о выносе таможенных постов из города в область. Сейчас в Петербурге действует только два таможенных поста. Новая же концепция приведет к тому, что построенные за последнее время терминалы в области буду никому не нужны. По оценкам московских участников логистического рынка, вывод таможенных постов за пределы МКАД привел к тому, что и так снижающийся грузооборот в Центральном округе, стал падать еще быстрее. "Перенос таможенных постов мы уже переживали много раз. Четно говоря, вакханалия с выводом всего отовсюду напоминает попытки спасти Титаник путем перестановки мебели на его палубе," – считает руководитель отдела спецпроектов ООО "Эксимп Логистик" (московская логистическая компания).

Новости за период