Новости отрасли

2 Февраля 2010Независимая газета
Количество, не переходящее в качество / C 15 февраля в России отменяется обязательная сертификация продуктов питания

Надписи на этикетках о полезности продуктов не должны вводить в заблуждение.

C 15 февраля в России отменяется обязательная сертификация продуктов питания. Теперь она будет добровольной. Это не значит, что отменяются технические регламенты, то есть стандарты безопасности. Получение сертификата – подтверждение качества товара.

С количеством продуктов в наших магазинах все в порядке, чего нельзя сказать о качестве. Покупатели бродят по торговым залам, внимательно рассматривая этикетки. Обращают внимание на дату изготовления. Выбирают продукты не только и даже не столько по цене, а по тому, полезно ли. Читают на упаковках: «Без добавления сахара», «Без добавления сухого молока», «Без генетически измененных компонентов». Совсем Европа. Там тоже «пониженное содержание жиров», «высокое содержание балластных веществ».

Насколько эти этикеточные декларации соответствуют реальности, вопрос другой. И не только в России, на Западе тоже. Особенно расплывчаты такие определения, как «пониженное» или «повышенное содержание» – насколько пониженное или повышенное? Однако покупатели предпочитают как раз «пониженное» или «без добавления». Заботятся о здоровье. Производители прекрасно это понимают, потому и ставят такие надписи.

В 2010 году в Европейском союзе грядут кардинальные изменения в продовольственном секторе экономики – вступит в силу инструкция «ЕС1924/2006». До сих пор на упаковке было запрещено указывать положительное влияние заключенного в ней продукта питания на здоровье. Теперь же производителю будет разрешено писать на упаковке, например, что его продукт снижает риск развития определенных заболеваний. Но разрешение на это получить будет совсем непросто: надо будет доказать, что действительно продукт полезный. И доказать с помощью результатов научных исследований и экспертных заключений. Для чего придется проводить лабораторные исследования и клинические испытания. Процедура недешевая. Но немалые финансовые затраты на все это окупятся: лучшая реклама того или иного продукта – это ссылка на его полезность для здоровья.

Чтобы иметь право делать в рекламе упор на медицинский аспект, недостаточно доказать, что данный компонент сам по себе полезен для здоровья: продукт в целом должен отвечать определенным требованиям в области физиологии питания. Поэтому фирмам-производителям предстоит на каждый из своих продуктов составить подробнейшую таблицу содержащихся в нем компонентов.

В современных условиях потребляется, как правило, избыточное количество жиров, сахара или насыщенных жирных кислот. С другой стороны, определенных веществ обычно не хватает: кальция, железа, некоторых витаминов. На основе этого разрабатываются продукты для той или иной целевой группы, например, для людей с дефицитом кальция.

Фирмы торопились подать заявки с указанием питательной ценности и полезности своей продукции или благотворного влияния ее на здоровье потребителя, приложив соответствующие документальные подтверждения. До 31 января 2010 года эксперты Европейского управления по безопасности продуктов питания (EFSA), расположенного в Италии, в городе Парма, должны были проверить содержащиеся в заявках данные. Окончательный список выдержавших проверку продуктов будет опубликован в течение 2010 года. Для тех, кто не попал в этот список, указания на полезность товара для здоровья запрещены.

В наших супермаркетах немалая доля продуктов из Евросоюза. Возможно, и мы увидим такие надписи, и не только на импорте из Евросоюза. В последнем случае истинность их вызывает сомнения. Академик РАМН Виктор Тутельян, директор НИИ питания, очень озабочен тем, что пишут на этикетках. Он считает крайне актуальной для нашей страны проблему строгого контроля за достоверностью надписей, позиционирующих продукты как полезные для здоровья и обладающие высокой биологической ценностью.

Новости за период