Новости отрасли

31 Августа 2009reuters
Кризис вызвал новый бум ритейла в Санкт-Петербурге

Если у тебя нет долгов, ты завоюешь рынок вот главный секрет успеха "новых" петербургских продуктовых сетей, которым в этом году помогли расти вдвое подешевевшая аренда и закрытие казино. Спрос на новые магазины эконом-класса формата "у дома" во "второй столице" велик и оценивается в несколько сотен новых объектов в ближайшем будущем, говорят аналитики. Именно небольшие магазинчики такого формата и вызвали бум в разгар кризиса, в то время как количество гипермаркетов в городе неизменно: новые "гиперы" открываются лишь на месте закрывающихся неудачников. Число сетевых магазинов в Санкт-Петербурге в первом полугодии выросло примерно на 5-7 процентов, подсчитали в агентстве INFOline-аналитика и в городском комитете экономики. Это произошло вопреки спаду оборота розничной торговли в РФ в январе-июле на 3,8 процента.

"Пока ситуация не настолько критичная для сетей, чтобы останавливать развитие. И во втором полугодии расширение сетей будет продолжаться", сказал глава управления торговли Смольного Сергей Палинчук."Мы не находимся сейчас в ситуации 1998 года, когда у людей не хватает денег на еду. Я думаю, что средний чек будет расти максимальное падение уже пройдено", говорит управляющей и совладелец компании Интерторг (сети Семья и Идея) Олег Рыбаков. Если на 1 января 2009 году в Петербурге работало порядка 800 объектов продовольственного ритейла, то в 1 полугодии открылись более 60 магазинов, преимущественно "у дома". Правда около 20 точек за это же время закрылись, говорит гендиректор INFOLine-аналитика Михаил Бурмистров: "Мы думаем, что во втором полугодии откроется еще около 40 магазинов". Сети успешно вытесняют другие форматы торговли: если на 1 января уровень проникновения сетей в Петербурге составлял 80 процентов, то на конец года он вырастет еще на 3-4 процента, подсчитал Бурмистров.

ДРАЙВЕРЫ РОСТА
Питерские ритейлеры за рост в 2009 году больше всего благодарны закону о запрете игорного бизнеса. "Огромное количество помещений освободилось в связи со съездом игровых автоматов. Плюс ставки аренды упали", радуется Рыбаков. Кроме того, центр города очень долго был перегружен несетевыми магазинами, которые просто не выдержали падения торговли примерно на 3-5 процентов, говорит он. "Кризис помог", парадоксально резюмирует менеджер Интерторга. Различные консалтинговые агентства сходятся на том, что арендные ставки торговой недвижимости с начала года упали в Петербурге примерно на 40 процентов. Сами ритейлеры не так оптимистичны: глава Полушки Дмитрий Степанов оценивает снижение в 10-15 процентов, Рыбаков на 30 процентов, и почти все ожидают, что "дно" еще не пройдено. "В центре города закрылось достаточное количество бутиков есть возможность выбрать хорошие условия аренды", говорит Марина Беланова из консультационной компании Торговые решения.

БЛИЖЕ К ДОМУ
Для завоевания рынка питерские сети готовы жертвовать рентабельностью. Они понимают, что покупателям с просевшими доходами сейчас нужен именно магазин у дома с низкими ценами и простыми продуктами а не большой гипермаркет. "Появилась и растет большая группа покупателей, которые акцентированы исключительно на ценах. Они готовы жертвовать широтой ассортимента, качеством и скоростью обслуживания", говорит Степанов из Полушки.Те, кто вовремя смог "оседлать" этот покупательский запрос, сейчас генерируют выручку. В качестве лидеров (помимо федерального гиганта Х5) эксперты называют сети Семья-Идея и Полушка, каждая из которых до конца года доведет число точек почти до 100. Палинчук из Смольного говорит, что такие же планы вынашивает сеть Морковь, хотя пока у нее в разы меньше магазинов. Аналитики Уралсиба считают, что низший ценовой сегмент в этом году продолжит процветать, хотя по итогам года оборот розничной торговли упадет на 4 процента. Что касается премиального сегмента, то он восстановится лишь к концу 2010 года, считает Уралсиб. Формат дешевых "магазинов у дома" долгое время не развивался в Петербурге, но именно теперь на него самый большой спрос, говорит Беланова, предрекающая рост сегменту.

КТО КОГО
Бурмистров отмечает, что в будущем в городе могут быть открыты от 100 до 200 сетевых "магазинов у дома" площадью менее 200 квадратных метров. Тот, кто закроет эту нишу, резко вырвется вперед. Если Х5 исторически лидирует на питерском рынке (у нее по плану 15 открытий в этом году), то остальные лидеры "магазинов у дома" Магнит , Дикси , Виктория-Квартал, постепенно уступают позиции конкурентам, говорят эксперты. Бурмистров говорит, что сейчас эти компании вынуждены, открывая одни точки, закрывать другие. В 2009-2010 году быстро расти будут лишь те небольшие питерские сети, которые расширяются только "на свои". Семья-Идея и Полушка уверяют, что у них нет долгов. Морковь может связывать достаточно амбициозные планы с небольшим банком Таврический, к акционерам которого она близка, говорят на рынке. "Чтобы сейчас развиваться нужно не иметь долгов, потому что долговая нагрузка резко сокращает инвестиционные возможности, как это не парадоксально", говорит Бурмистров.

Новости за период