Новости отрасли
Если у тебя нет долгов, ты завоюешь рынок вот главный секрет успеха "новых" петербургских продуктовых сетей, которым в этом году помогли расти вдвое подешевевшая аренда и закрытие казино. Спрос на новые магазины эконом-класса формата "у дома" во "второй столице" велик и оценивается в несколько сотен новых объектов в ближайшем будущем, говорят аналитики. Именно небольшие магазинчики такого формата и вызвали бум в разгар кризиса, в то время как количество гипермаркетов в городе неизменно: новые "гиперы" открываются лишь на месте закрывающихся неудачников. Число сетевых магазинов в Санкт-Петербурге в первом полугодии выросло примерно на 5-7 процентов, подсчитали в агентстве INFOline-аналитика и в городском комитете экономики. Это произошло вопреки спаду оборота розничной торговли в РФ в январе-июле на 3,8 процента.
"Пока ситуация не настолько критичная для сетей, чтобы останавливать развитие. И во втором полугодии расширение сетей будет продолжаться", сказал глава управления торговли Смольного Сергей Палинчук."Мы не находимся сейчас в ситуации 1998 года, когда у людей не хватает денег на еду. Я думаю, что средний чек будет расти максимальное падение уже пройдено", говорит управляющей и совладелец компании Интерторг (сети Семья и Идея) Олег Рыбаков. Если на 1 января 2009 году в Петербурге работало порядка 800 объектов продовольственного ритейла, то в 1 полугодии открылись более 60 магазинов, преимущественно "у дома". Правда около 20 точек за это же время закрылись, говорит гендиректор INFOLine-аналитика Михаил Бурмистров: "Мы думаем, что во втором полугодии откроется еще около 40 магазинов". Сети успешно вытесняют другие форматы торговли: если на 1 января уровень проникновения сетей в Петербурге составлял 80 процентов, то на конец года он вырастет еще на 3-4 процента, подсчитал Бурмистров.
ДРАЙВЕРЫ РОСТА
Питерские ритейлеры за рост в 2009 году больше всего благодарны закону о запрете игорного бизнеса. "Огромное количество помещений освободилось в связи со съездом игровых автоматов. Плюс ставки аренды упали", радуется Рыбаков. Кроме того, центр города очень долго был перегружен несетевыми магазинами, которые просто не выдержали падения торговли примерно на 3-5 процентов, говорит он. "Кризис помог", парадоксально резюмирует менеджер Интерторга. Различные консалтинговые агентства сходятся на том, что арендные ставки торговой недвижимости с начала года упали в Петербурге примерно на 40 процентов. Сами ритейлеры не так оптимистичны: глава Полушки Дмитрий Степанов оценивает снижение в 10-15 процентов, Рыбаков на 30 процентов, и почти все ожидают, что "дно" еще не пройдено. "В центре города закрылось достаточное количество бутиков есть возможность выбрать хорошие условия аренды", говорит Марина Беланова из консультационной компании Торговые решения.
БЛИЖЕ К ДОМУ
Для завоевания рынка питерские сети готовы жертвовать рентабельностью. Они понимают, что покупателям с просевшими доходами сейчас нужен именно магазин у дома с низкими ценами и простыми продуктами а не большой гипермаркет. "Появилась и растет большая группа покупателей, которые акцентированы исключительно на ценах. Они готовы жертвовать широтой ассортимента, качеством и скоростью обслуживания", говорит Степанов из Полушки.Те, кто вовремя смог "оседлать" этот покупательский запрос, сейчас генерируют выручку. В качестве лидеров (помимо федерального гиганта Х5) эксперты называют сети Семья-Идея и Полушка, каждая из которых до конца года доведет число точек почти до 100. Палинчук из Смольного говорит, что такие же планы вынашивает сеть Морковь, хотя пока у нее в разы меньше магазинов. Аналитики Уралсиба считают, что низший ценовой сегмент в этом году продолжит процветать, хотя по итогам года оборот розничной торговли упадет на 4 процента. Что касается премиального сегмента, то он восстановится лишь к концу 2010 года, считает Уралсиб. Формат дешевых "магазинов у дома" долгое время не развивался в Петербурге, но именно теперь на него самый большой спрос, говорит Беланова, предрекающая рост сегменту.
КТО КОГО
Бурмистров отмечает, что в будущем в городе могут быть открыты от 100 до 200 сетевых "магазинов у дома" площадью менее 200 квадратных метров. Тот, кто закроет эту нишу, резко вырвется вперед. Если Х5 исторически лидирует на питерском рынке (у нее по плану 15 открытий в этом году), то остальные лидеры "магазинов у дома" Магнит , Дикси , Виктория-Квартал, постепенно уступают позиции конкурентам, говорят эксперты. Бурмистров говорит, что сейчас эти компании вынуждены, открывая одни точки, закрывать другие. В 2009-2010 году быстро расти будут лишь те небольшие питерские сети, которые расширяются только "на свои". Семья-Идея и Полушка уверяют, что у них нет долгов. Морковь может связывать достаточно амбициозные планы с небольшим банком Таврический, к акционерам которого она близка, говорят на рынке. "Чтобы сейчас развиваться нужно не иметь долгов, потому что долговая нагрузка резко сокращает инвестиционные возможности, как это не парадоксально", говорит Бурмистров.