Новости отрасли

3 Сентября 2008Деловой Петербург
Кто раньше встал, того и бренды

Недостаточное внимание к охране товарных знаков - мина замедленного действия. Покупатель раскрученного бизнеса рискует остаться без бренда, под которым его вел продавец.
Владельцы бизнеса не горят желанием разбираться со своими товарными знаками. Пользуясь этим, патентные спекулянты и киберсквоттеры перехватывают известные товарные знаки и доменные имена и предлагают их выкупить. При этом они действуют совершенно законно.
Одним махом
Эксперты говорят, что несколько лет назад небольшая петербургская компания накрыла весь ретейл одним махом. Она зарегистрировала знаки «Пятерочка», Metro, IKEA, Mega и многие другие. Сейчас товарный знак и логотип «Пятерочка» принадлежат компании «Спик Глобал Лимитед» (Кипр). По лицензионному соглашению ими пользуются ООО «Агроторг» и ООО «Агроаспект», принадлежащие X5 Retail Group.
Торговый комплекс «Мега-центр», расположенный в Калининграде, не имеет ничего общего со шведской компанией IKEA, которая реализует под брендом МЕГА сеть торгово-развлекательных комплексов в России. Из-за того что похожий товарный знак был зарегистрирован другой компанией, IKEA пришлось патентовать каждую букву в отдельности. Но и тут ее поджидали неприятности. Ей пришлось отстаивать свое право на букву «м» в палате по патентным спорам. Мотивация противников была следующей: приоритетное право на эту букву имеют станции метро и мужские туалеты.
Словарь в розницу
Интернет пестрит предложениями купить разнообразные торговые марки. Среди них Prosto, Webmaster, Zebra, «Империя вкуса», «Алтын», «Копейка», «Полушка», «Кухмастер». На территории Германии предлагается воспользоваться брендом MEDVEDEV в отношении пива, водки и табака.
По словам управляющего торговыми марками ООО «Юпитер» Андрея Григорьева, в 1990-е годы, когда регистрация заявки была недорогой (800 рублей), патентовали все возможные слова и выражения, например слова с корнем «петро». «Сейчас зарегистрирован уже весь орфографический словарь», - шутит патентный поверенный Вадим Усков.
Цены на торговые марки колеблются от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Если взять за основу среднюю цену (1 тыс. евро), то объем рынка для современного словаря (180 тыс. слов) достигает 180 млн евро. Эту цифру нужно умножить на 45, потому что полную защиту бренда дает лишь регистрация по всем 45 классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Герои незримого фронта
Активными игроками на рынке являются ЗАО «Янтарная комната» и кооператив «Кофлот». Они, например, вели переговоры о переуступке доменного имени Nokia-Siemens. До недавнего времени «Янтарная комната» владела знаком «ЛЭК» в одном из классов МКТУ.
Глава «Кофлота» Владимир Васильев разместил в Интернете объявление: «ЗАО «Янтарная комната» было создано для торговли товарными знаками, и таких сделок было совершено примерно на $60 тыс. Цена бизнеса полностью - 270 тыс. евро. По запросу будет отослан файл (ок 2 Мб) с выдержками из базы данных Роспатента по имеющимся товарным знакам».
Патентный поверенный фирмы «СБС» Виктор Севастьянов вспоминает, что он заставил футбольный клуб «Зенит» зарегистрировать товарный знак в классе «Одежда, обувь и головные уборы». Убедить клуб сделать то же самое в классе «Кондитерские изделия» ему не удалось. В итоге ФК не может выпускать фирменные конфеты.

До сих пор отечественные бизнесмены, в отличие от зарубежных, недостаточно задумывались об охране товарных знаков.
Фото: ирина зыгарь

«Нам приходилось выкупать знак. Рэкет не победить. Нужно изначально все делать грамотно».
Артур Кириленко, президент ЗАО «Строймонтаж»

На заметку
Сколько стоят бренды торговых сетей

Сеть H&M занимает первое место в европейском рейтинге ретейла, третье место у сети IKEA (38-е место в мире), 10-е место занимает сеть «Ашан».
Среди российских брендов 10-е место у сети «Пятерочка», 36-е - у сети «Магнит». Ежегодно в России регистрируется 57 тыс. торговых знаков.

Новости за период