Новости отрасли

2 Августа 2007RBC Daily
"Патэрсон" заморозил проект строительства магазинов на АЗС

Как стало известно РБК daily, продуктовая сеть "Патэрсон", около двух лет разрабатывавшая проект строительства магазинов на автозаправках, решила остановить его реализацию. В компании это решение объяснили возникшими сложностями в переговорных процессах с потенциальными партнерами — нефтяными компаниями, которые посчитали, что на своих заправочных станциях лучше открывать собственные магазины. По мнению экспертов, создание сети магазинов на автозаправках связано с техническими сложностями, снижающими экономическую целесообразность проекта, и "Патэрсон" оказался просто к этому не готов.
"Патэрсон" развивает розничную торговую сеть с 1997 года. На апрель 2007 года в состав сети входило 97 магазинов в России и на Украине. До конца года количество торговых точек планируется довести до 119. Компания принадлежит братьям Алексею и Константину Мауергаузам.
О том, что "Патэрсон" в ближайшее время не намерен открывать торговые точки на авто¬заправках, РБК daily рассказал генеральный директор сети Юрий Яковчик. "Мы довольно продолжительное время вели переговоры с несколькими нефтяными компаниями. В итоге приняли решение отложить проект по строительству магазинов на АЗС на неопределенный срок. Пока мы к нему не готовы", — сетует топ-менеджер. По его словам, потенциальные партнеры — нефтяные компании — посчитали, что для них выгоднее будет открывать собственные магазины на своих заправках, нежели создавать партнерство с ритейлером.
О намерениях "Патэрсона" открыть свои магазины на АЗС стало известно около двух лет назад. Тогда ритейлер предложил сотрудничество сразу нескольким нефтяным компаниям — "Сибнефти", ЛУКОЙЛу, ТНК-BP, "Роснефти", МТК и "Татнефти". Однако на переговоры с торговой сетью пошли только две компании — ЛУКОЙЛ и "Татнефть". Осенью 2006 года даже сообщалось, что ритейлеру удалось заключить соглашение с "Татнефтью". Предполагалось, что инвестировать в строительство магазинов будет нефтяная компания, а оснащать и управлять магазинами — "Патэрсон".
"Мы действительно вели с "Патэрсоном" такие переговоры, но никаких конкретных договоренностей достигнуто не было, мы не подписали ни одного документа", — прокомментировал ситуацию источник в компании "Татнефть-АЗС Запад". По его словам, в процессе предварительных переговоров стороны обнаружили "экономическую нецелесообразность в реализации подобного проекта".
Так, чтобы магазин при АЗС приносил прибыль, его общая торговая площадь должна быть не менее 100 кв. м плюс парковочные места. Участки же АЗС "Татнефть" позволяют разместить торговые точки максимум на 70 кв. м и не рассчитаны на размещение парковок. "В результате только на согласование проекта с расширением земельного участка нам потребуется не менее пяти лет, еще около года займет непосредственно строительство магазина. Это слишком долгий срок, который не устроит ни одного ритейлера. Не говоря уже о том, что стоимость самого строительства ежегодно увеличивается почти вдвое", — рассказал источник в нефтяной компании.
"Строительство магазинов на заправках в нашей стране связано с огромным количеством технических сложностей. К тому же из-за низкого товарооборота и высокой наценки магазины на АЗС экономически малоэффективны", — отметил старший экс¬перт компании "Петромаркет" Анатолий Каретников. Средняя выручка одной сетевой АЗС в Москве оценивается в 3—3,5 млн долл. в год. По оценке менеджера ТНК-BP, магазин при бензоколонке площадью не менее 100—150 кв. м добавляет выручке АЗС еще 10—20%. То есть успешная торговая точка при заправке сможет заработать максимум 600—700 тыс. долл. в год. "Почти половину этих средств торговец вынужден будет отдавать на оплату расходов, связанных с обеспечением экологи¬че¬ской и пожарной безопасности", — добавил источник в ТНК-ВР. "Сейчас нам важнее повышать рен¬табель¬ность сети, мы просто зара¬батываем деньги", — констатировал Юрий Яковчик

Новости за период