Новости отрасли

9 Ноября 2009Interfax.ru
Печальный финал потребительской сказки

Этой осенью стало очевидно, что 2008 г. станет последним для нынешнего потребительского бума в РФ. Россия перестала быть "тихой гаванью" в бушующем море финансовых катаклизмов после того, как кризис добрался до цен на энергоносители и другое сырье. Общество потребления в 2009 г. будет привыкать жить по-новому

Москва. 27 декабря. INTERFAX.RU - На центральной улице небольшого подмосковного города, в котором прошло детство одного из авторов этого обзора, много лет стояло огромное недостроенное здание, обнесенное высоким забором. Его сооружение, начатое при советской власти, после наступления "лихих девяностых" было заморожено на неопределенный срок, а изначальное предназначение здания забылось.

Шли годы, Москва стремительно преображалась, как грибы после дождя росли торговые центры, бутики и мега-моллы, а облик этого уютного уголка Подмосковья оставался прежним. Но несколько лет назад волна потребительского бума докатилась и сюда. Старые универмаги реконструировались в супермаркеты "Пятерочка", "Магнит" и "Дикси", а недостроенная бетонная коробка превратилась в симпатичный торгово-развлекательный комплекс, входящий в одну из крупных сетей. Его магазины быстро заполнились покупателями, горожане с удовольствием стали посещать рестораны, кинотеатр и боулинг, расположенные в этом "потребительском рае".

Так продолжалось до лета текущего года, но уже в августе полки супермаркета в торговом центре начали пустеть - сеть стала испытывать сложности в расчетах с поставщиками. Сейчас супермаркет опустел почти полностью, в продаже осталось около 10% былого ассортимента. Большинство арендаторов непродуктовых магазинов торговый комплекс покинули, боулинг и кинотеатр еще работают, но как сложится дальнейшая судьба молла и его владельца - неясно. Остается надеяться, что вокруг здания не появится новый забор, и оно, как и множество его собратьев по всей стране, не превратится в печальный памятник эпохе российского prosperity.


Нефть в обмен на иномарки
Описанная выше история типична для нашей страны. Сырьевой бум двухтысячных годов принес в Россию гигантский всплеск потребительского энтузиазма. Сверхдоходы от беспрестанно растущих цен на углеводороды, металлы и другие сырьевые товары обеспечили уверенный рост российской экономики - более чем на 6% в год на протяжении последних 6 лет. Одним из основных драйвером этого роста стала продажа товаров и услуг.

Рост доходов населения почти двукратно опережал динамику экономики. Как заявил в феврале этого года Владимир Путин, занимавший тогда должность президента страны, реальные доходы россиян за 8 лет выросли в 2,5 раза. "Я прекрасно знаю все, что связано с инфляцией, ростом цен и так далее, но реальные доходы все-таки выросли в 2,5 раза. Пенсии также выросли почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза", - отрапортовал об успехах страны В.Путин.

Пережив смутное время 90-х годов, россияне с огромной энергией бросились проедать свалившееся им на голову богатство. Жизненные стандарты менялись очень быстро: многие виды товаров и услуг, бывшие доселе недоступной роскошью, буквально за пару лет переходили в разряд привычных и неотъемлемых.

По сравнению с развитыми странами доходы россиян продолжали оставаться невысокими, однако соотношение доходов и расходов выводило Россию едва ли не в планетарные лидеры. Высокая инфляция, не позволяющая получать нормальный доход от накоплений, и традиционно легкомысленное отношение большинства россиян к заработанному стимулировали безудержный рост потребления и не давали задуматься о завтрашнем дне. "Рост потребительского спроса поддерживался снижением нормы сбережений населения. На долю потребительских расходов населения (оборот розничной торговли и платные услуги населению) приходится более 70% всех денежных расходов среднестатистического россиянина", - сообщало в одном из своих докладов Минэкономразвития.

В этом году средняя норма сбережений еще более снизится - до 13,5%, прогнозировало министерство. Дисбаланс между уровнем доходов и расходов стал неотъемлемой характеристикой российского потребления. Совершенно привычна ситуация, при которой человек с зарплатой, например, $500 в месяц, приобретал сотовый телефон за $1000, а его коллега, получающий в два раза больше, ездил на новенькой иномарке за $20 тыс.

Такой модели потребления способствовало и бурное развитие потребительского кредитования - его объем в 2007 г. превысил 3 трлн рублей. Спрос на некоторые виды товаров напрямую зависел от кредитов: например, более 40% всех новых автомашин приобреталось в долг.

Международные корпорации - от производителей пива до автомобильных концернов - причислили Россию к одному из наиболее перспективных и динамично развивающихся потребительских рынков мира. Ожидалось, что по итогам 2008 года потребительский рынок России станет самым крупным в Европе по объемам продаж большинства товаров. Такой прогноз, в частности, делали аналитики "Тройки Диалог" (РТС: TROY) в ноябре 2007 года.


Процветание закончилось
Этой осенью стало очевидно, что 2008 г. станет последним для нынешнего потребительского бума в РФ. Россия перестала быть "тихой гаванью" в бушующем море финансовых катаклизмов после того, как кризис добрался до цен на энергоносители и другое сырье, обрушив их с невиданных доселе высот.

В ноябре рост ВВП замедлился до 1,6% в годовом исчислении (в октябре рост ВВП оценивался Минэкономразвития в 5,9% к октябрю 2007 года). Промпроизводство в ноябре впервые с начала 1999 г. продемонстрировало спад на 8,7%.

В предпоследнем месяце года было отмечено и значительное снижение реальных располагаемых денежных доходов населения - на 6,2% к ноябрю 2007 г., а с начала года рост составил всего 5% (против 11,9% в прошлом году).

Несмотря на существенное снижение темпов роста реальных доходов населения, динамика оборота розничной торговли пока остается достаточно высокой. За 11 месяцев рост составил 14,1%. Впрочем, в ноябре потребительский спрос начал замедляться: рост к ноябрю прошлого года составил 8% по сравнению с ростом в 12,3% месяцем ранее и 16,4% в ноябре прошлого года.

Пока что потребительский спрос еще подпитывается привычным предновогодним ажиотажем, однако уже в начале следующего года бум потребления перейдет в область воспоминаний, уверены эксперты.

"Люди будут продолжать есть"
В первую очередь падение спроса ощущается в секторе дорогих товаров: продажи автомобилей иностранных марок в октябре снизились в сравнении с сентябрем на 5,7%. В ноябре реализация упала уже на 19,5%, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

В ноябре этого года впервые за долгое время исследователи из Romir Monitoring зафиксировали снижение расходов домохозяйств на товары повседневного спроса - на 1,8% к предыдущему месяцу. Россияне начали экономить на товарах повседневного спроса, и производители замерли в ожидании того, как сильно это скажется на продажах.

По прогнозам "Ренессанс Капитала", объем рынка розничной торговли в 2009 году сократится на 9% в долларовом эквиваленте или вырастет на 11,4% - в рублевом. Сегмент продуктовой розницы сократится на 4,9% в долларах или прибавит 16,5% в рублях, тогда как в непродовольственной рознице сокращение продаж составит 12,3% (рост 7,5% в рублях).

"Люди будут продолжать есть", - отметил глава крупнейшего продуктового розничного оператора X5 Retail Group Лев Хасис на конференции "Ведомостей", говоря о том, что производителей и продавцов продуктов питания падение спроса коснется в меньшей мере, чем изготовителей непродовольственных товаров. Сокращение потребительской активности из-за роста безработицы и замедления роста доходов переместит спрос с деликатесов на базовые продукты.

В свою очередь розничные сети проведут оптимизацию ассортимента и сократят количество товарных позиций, считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. "Если до кризиса на полках было 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов", - заявил он. В АКОРТ полагают, что в условиях кризиса в поисках самой низкой цены на продукты все больше потребителей предпочтут цивилизованным форматам торговли продуктовые рынки и ярмарки. И.Белоновский считает, что в ответ на запрос покупателей ритейлеры будут концентрироваться на открытии дискаунтеров.

Рестораторы хотят сохранить хорошую мину при плохой игре. Руководитель московского подразделения ресторанного холдинга "Росинтер" Марал Чарыева говорила "Интерфаксу", что в столичных ресторанах холдинга снижения спроса нет и не предвидится. "В наши рестораны начнут ходить те, кто раньше обедал в более дорогих заведениях", - уверена она. В то же время холдинг отмечает сокращение продаж в региональных ресторанах "IL Патио", "Планета Суши" и T.G.I. Friday‘s. "Еда вне дома будет первой областью, на которой люди начнут экономить", - заявил позже директор по маркетингу и продажам "Росинтера" Джулио Д‘Эрме, говоря о том, что ресторанному рынку следует быть готовым к падению спроса. Ссылаясь на исследования ресторанного рынка США, он сообщил, что в условиях кризиса 20% посетителей ресторанов отказались от привычки есть вне дома.

Новости за период