Новости отрасли

30 Марта 2010
Перспективы и тренды в развитии СТМ на отечественном рынке

В последние пару лет на полках сетевых магазинов все больше стало появляться продуктов, на этикетках которых стоит торговая марка самого ритейлера. Это так называемый private label, или собственная торговая марка (СТМ) розничной сети. Стоят такие продукты, как правило, дешевле брендовых аналогов, а по качеству если и уступают, то незначительно. Какие товары производят под СТМ, как контролируется качество продукции, каковы тренды и перспективы этого без сомнения актуальнейшего сегмента рынка - ответы на все эти вопросы помогут понять, какое будущее ждет российский потребрынок в кризисную и посткризисную эпоху.

Так какие же продукты производят под собственной торговой маркой? В основной массе это товары повседневного спроса, и не только продовольственные - печенье, кофе, подсолнечное масло, соки, молочные продукты, замороженные овощи и полуфабрикаты, колбасные изделия, хлебобулочные и кондитерские изделия, влажные салфетки, туалетная бумага, бытовая химия и многое другое. "Наибольшее развитие товаров под собственной торговой маркой происходит в товарных категориях, где нет сильных национальных брендов с высокой лояльностью покупателей", - рассказывает Петр Костыгов, директор по управлению частных торговых марок петербургской сети "Лента". "Необходимо также учитывать, что покупатели товаров среднего ценового сегмента имеют приверженность к определенным брендам, и вряд ли будут менять свои предпочтения. Но часть покупателей, ищет возможность сэкономить и тут частные марки очень кстати".

В чем заключается выгода производства СТМ? Выгода потребителя очевидна - низкая цена. Сети получают скидки и бонусы от поставщиков, а также возможность контролировать весь процесс производства. Для производителя тоже много плюсов - во-первых, он может исключить из бизнес-плана разного рода маркетинговые расходы (создание и продвижение бренда, разработка упаковки, исследование - все это ложится на плечи сети), во-вторых, ему обеспечен свободный доступ на полки и определенный объем сбыта. Со своей стороны, сети предъявляют достаточно жесткие требования по качеству продукции, так как ритейлер, дав свое имя продукту, отвечает перед потребителем за все несоответствия. Поэтому сети предпочитают иметь дело с крупными поставщиками, с налаженным производственным циклом и современными мощностями. К примеру, в число партнеров крупнейшего ритейлера России X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") входят такие гиганты, как "Лебедянский комбинат" (соки) и "Вимм-Билль-Данн" (молочная продукция).

Производитель для того, чтобы получить право на производство СТМ, должен пройти несколько этапов отбора (подобная схема является стандартом для отечественных сетей). Необходимо прислать образцы продукции для участия в тендере, затем ритейлер проводит тщательный аудит предприятия, сможет ли оно поставлять отобранный товар в сроки и в необходимом объеме. Предприятие, получившее рейтинг надежности порядка 90 процентов, может рассчитывать на контракт. Далее, образцы поставленной продукции, прежде чем попасть на прилавок проверяются в специально аккредитованных лабораториях.

Доля СТМ в сетях постоянно растет, например, в "Копейке" она на данный момент со

Новости за период