Новости отрасли

26 Августа 2009Reuters
Петербургский ритейлер Интерторг идет в регионы

Петербургский продуктовый ритейлер Интерторг, владеющей сетью из 90 магазинов, приступил к развитию в регионах, открыв универсамы в Петрозаводске, сообщил в интервью Рейтер управляющий компанией Олег Рыбаков.

"У нас было интересное предложение от компании, которая занимала в Петрозаводске весомую долю на рынке. Мы взяли все ее магазины в аренду. В Петрозаводске мы стали крупнейшей сетью", - сказал Рыбаков.

Компания уже открыла в столице Карелии 5 универсамов эконом-класса Семья. Планируется, что до конца года в этом городе заработают еще от 3 до 6 таких магазинов. Рыбаков сказал, что в ближайшее время компания может осуществить аналогичную сделку еще в одном регионе, отказавшись назвать его.

Покупками уже работающих сетей Интерторг не интересуется из-за их "неблестящих финансовых показателей".

"Как в Петербурге, так и в России, мало интересно что-то покупать, цены, которые предлагают неинтересны, потому что рентабельность бизнеса продавцов не очень высока".

Кроме Санкт-Петербурга с Ленинградскою областью и Карелии, 6 магазинов Семья уже работают в Москве и 5 - в Великом Новгороде.

Помимо универсамов, компания развивает формат супермаркета-дискаунтера Идея.

По данным генерального директора ООО INFOLine - аналитика Михаила Бурмистрова, совокупная доля Семьи и Идеи на рынке FMCG Петербурга по итогам 2008 года - 2,4 процента, в сегменте продовольственных товаров Петербурга - 2,1 процента. Сеть занимала в городе седьмое место, уступая компаниям Х5, Окей, Лента, Дикси, Ашан и Metro, сказал аналитик.

При этом, в целом по России Интерторг находится за пределами первой сотни сетевых продовольственных торговых компаний, добавил Бурмистров.

РОСТ ВОПРЕКИ РЫНКУ

В Санкт-Петербурге, где уровень проникновения сетевого ритейла, по оценке INFOLine-аналитика, достигает 80 процентов, Интерторг в 2009 году открыл 10 магазинов Семья. Еще от 10 до 15 подобных точек заработают до конца года. Торговая площадь одного универсама - от 200 до 500 квадратных метров.

Площадь каждой Идеи - 600-1200 квадратных метров. С начала года в Санкт-Петербурге открыто 2 таких магазина и еще 2-3 появятся до конца года.

Центр города долгое время был перегружен несетевыми магазинами, но кризис сделал их бизнес неконкурентным по сравнению с сетями, сильно экономящими за счет централизации закупок и логистики.

Менеджеров компании не пугает 10-процентное падение среднего чека в магазинах Интерторга и 3-5-процентное падение продаж в первом полугодии. С другой стороны, количество посещений универсамов и супермаркетов сети выросло примерно на 7 процентов, говорит Рыбаков.

"Люди стали покупать на меньшую сумму, но чаще. Средние чеки с точностью практически до рубля у нас сопоставимы с Пятерочкой и с Перекрестком. Средний чек по Семье 180 рублей, по Идее - 290 рублей".

Несмотря на падение чека, менеджер ждет роста оборота Интерторга до 9,0 - 9,5 миллиарда рублей в 2009 году с 7,5 миллиарда в 2008 году, в котором компания выросла вдвое к 2007 году, когда продажи составили 3,7 миллиарда рублей.

НЕТ КРЕДИТАМ, ПРИБЫЛЬ В РАЗВИТИЕ

Насыщенный гипермаркетами продовольственный рынок Санкт-Петербурга испытывает дефицит дешевых магазинов у дома, предлагающих от 3.000 до 5.000 наименований товаров, и это - драйвер для роста компании в этом сегменте, констатирует менеджер.

Именно поэтому планы компании на 2010 год - открывать по 2 универсама Семья в месяц и 4-5 супермаркетов Идея в год.

"На следующий год мы сохраним такие же темпы, как сейчас".

Рыбаков говорит, что компания не имеет долга и инвестирует в развитие исключительно собственные средства.

Интерторг в 2009 и в 2010 году ежегодно вложит примерно по 300 миллионов рублей в развитие сети - примерно столько же, сколько и в 2008 году.

"У нас нет кредитов с апреля 2008 года. Все деньги, которые зарабатываются, вкладываются в бизнес. И это позволяет его эффективно развивать. Понимаю, что это звучит странно. Но не занимать денег - это принципиальная позиция".

Возможность займов компания не отвергает в случае вероятных сделок поглощения, для которых Интерторг пока не видит объектов.

"Если у нас будут какие-то дополнительные деньги - мы их вложим в склад или в расширение парка автомобилей. Если для приобретения чего-либо нам потребуется занять - мы займем".

Рыбаков рассказал, что инвестиции в открытие одной Семьи составляют около 10 миллионов рублей, одной Идеи - около 20 миллионов рублей. При этом, компания не имеет в собственности ни одного торгового объекта.

"Инвестировать в собственность здорово мешает развитию компании. Если есть какой-то хороший объект в интересном для нас месте, принадлежавший кому-нибудь из несетевой розницы, то мы считаем его возможным взять его в аренду и забрать этот объем покупок себе. Для многих сдать помещение в аренду проще, чем работать самому".

Новости за период