Новости отрасли

31 Декабря 2008Зерно на IDK.RU
По вопросам тарификации грузовых железнодорожных перевозок

Пресс-релиз Федеральной службы по тарифам (ФСТ России)
На заседании Правления ФСТ России "24" декабря 2008 г. были рассмотрены вопросы тарификации грузовых железнодорожных перевозок:
1. Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки.
Основной задачей государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий является проведение сбалансированной тарифной политики, обеспечивающей, с одной стороны, снижение негативного влияния роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на темпы экономического роста (с учетом целевых параметров инфляции) и, с другой стороны - установление тарифов (цен), обеспечивающих эффективную работу (оказание услуг) субъектов естественных монополий.
В целях реализации данной задачи, Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 21 августа 2008 года 32) одобрены, представленные Минэкономразвития России основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, в котором определены параметры повышения цен на продукцию естественных монополий на период до 2010 года, в том числе, предусматривающие в 2009 году индекс роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в размере 14,0% (декабрь к декабрю), что с учетом индексации тарифов в 2008 году в среднем по году составит 18,7%
Вместе с тем, Минэкономразвития России проведен дополнительный анализ решений, принятых в сфере тарифной политики с учетом текущей макроэкономической ситуации, на основании которого представляется целесообразным скорректировать ранее принятые решения в отношении тарифов на железнодорожные перевозки. С учетом данной оценки, Правительством Российской Федерации в настоящее время пересмотрены параметры индексации тарифов на услуги естественных монополий. Так, вместо ранее запланированных параметров индексации в размере 14,0% принято решение осуществить индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в размере в среднем 8% с выделением ОАО "РЖД" из федерального бюджета средств в объеме 50 млрд. рублей. При этом индексацию проводить в два этапа: в размере 5% - с 1 января 2009 г., и в размере 5,7% - с 1 июля 2009 г.
При этом, среднегодовой размер индексации составит 8%, а изменение уровня тарифа декабря 2009 года к декабрю 2008 г. - 11%.
При подготовке решений по индексации тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом, ФСТ России рассматривались различные модели проведения индексации - дифференцированно по видам сообщения - как было реализовано в течение 2005-2008 годов, а также единый уровень индексации - независимо от вида сообщения.
С учетом существующей макроэкономической ситуации, а также принимая во внимание, что проводимая в 2005-2008 гг. тарифная политика позволила сбалансировать грузопотоки в направлении российских портов и погранпереходов, что являлось одной из причин необходимости проведения в предшествующие годы дифференцированной индексации тарифов, Правление ФСТ России приняло решение о проведении в равном размере индексации ставок раздела 2 и 3 Прейскуранта 10-01 при перевозках грузов в вагонах, в параметрах, определенных Правительством Российской Федерации - 5%.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в 2008 году Федеральной службой по тарифам был принят комплекс решений, направленный на повышение привлекательности перевозок грузов в контейнерах по железным дорогам с целью привлечения на российскую транспортную систему грузопотока контейнеров, следующих в настоящее время альтернативными маршрутами без участия российской транспортной системы. Кроме того, был реализован переход на единый унифицированный тариф, при перевозке грузов в контейнерах с расчетом провозных платежей по правилам и ставкам раздела 2 Прейскуранта 10-01.
Однако в настоящее время в условиях снижения объема перевозок грузов в контейнерах происходит резкое снижение стоимости фрахта при перевозках контейнеров. Такое положение дел при дополнительном росте тарифов на железнодорожные перевозки с учетом планируемой индексации, может привести к удорожанию стоимости транспортировки контейнеров из стран АТР в Россию с участием Транссибирской магистрали и вытеснению компаний, осуществляющих перевозки с участием российских железных дорог, с рынка перевозок на направлении страны АТР-Россия.
В этой экономической ситуации важным условием, обеспечивающим сохранение объемов перевозок грузов в контейнерах по железным дорогам, может стать сохранение без изменения уровня тарифов на контейнерные перевозки на 2009 год.
Учитывая вышеизложенное, Правлением ФСТ России приняты следующие решения об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки на 2009 год:
индексация действующих тарифов, сборов и платы раздела 2 и раздела 3 Прейскуранта 10-01 (за исключением грузов в контейнерах и порожних контейнеров) в размере 5,0 %;
сохранение без изменения тарифов на перевозки грузов в контейнерах и порожних контейнеров;
индексация в размере 5,0% действующих ставок платы за пользование вагонами и контейнерами, и размерам уменьшения действующих тарифов, установленных "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство 2);
индексация в размере 5,0% действующих ставок сборов, установленных "Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (Тарифное руководство 3);
2. О внесении изменений и дополнений в Прейскурант 10-01
Правлением ФСТ России также был рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в Прейскурант 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российским железными дорогами".
При этом, наряду с внесением ряда редакционных изменений, направленных на приведение положений Прейскуранта 10-01 в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также изменений, уточняющих применение отдельных положений Прейскуранта 10-01, было принято решение о внесении следующих, влияющих на действующий порядок тарификации перевозок, изменений и дополнений:
в части применения при тарификации, в отдельных случаях, исключительных тарифов при перевозках грузов в составе сборных отправок, при сохранении общего принципа тарификации сборных отправок в разделе 2 Прейскуранта 10-01 - без применения исключительных тарифов при определении платы за такие перевозки (внесение изменений в подпункты 2.7.2., 2.7.3., 2.8.4., 2.10.5., 2.11.3, 2.13.12.);
в части введения в Прейскурант 10-01 правил округления длины вагона в целях упорядочивания порядка определения тарифных схем, на базе которых производится определение платы при перевозках грузов, порожних вагонов (внесение изменений в подпункты 2.8.1., дополнение подпунктом 2.16.3.);
определения порядка тарификации для перевозок грузов в новом типе подвижного состава - ИВ-термоса, переоборудованного из универсального крытого вагона (внесение изменений в подпункт 2.8.2. и таблицу 7);
в связи с появлением на сети российских железных дорог 14-осных транспортеров (сформированных из двух крайних 4-осных и одной 6-осной платформы) - внесение соответствующих дополнений в подпункты 2.15.4., 3.2.5.9., таблицы 14, 23, части 1, пункт 1.3.6 части 2 Прейскуранта 10;
в рамках проводимой работы по оптимизации тарифов на перевозку нефтяных грузов - принято решение о внесении изменений в таблицу 4 приложения 3 к разделу 2 Прейскуранта 10-01 в части изменения коэффициента 1,22 на коэффициент 1,15, используемого при определении платы за перевозку нефти сырой железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении и в международной через российские порты, что приведет к снижению тарифной нагрузки при перевозке нефти сырой на 5,7%.
упорядочивание системы тарифов на перевозки универсальных платформ, оборудованных откидными фитинговыми упорами, платформ для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники, платформ для крупнотоннажных контейнеров в зависимости от их функционального назначения и длины по осям сцепления автосцепок с установлением единого порядка расчета тарифов для универсальных платформ, универсальных платформ, оборудованных откидными фитинговыми упорами, платформ для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники длиной по осям сцепления автосцепок до 19,6 м, и отнесение короткобазных платформ для крупнотоннажных контейнеров к схемам тарификации, используемой для "обычных" специализированных вагонов с длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 м (изменение в подпункты 2.33.3., 2.33.4., таблицы 6, 23);
дифференциация платы за порожний пробег специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров, крупнотоннажных контейнеров и колесной техники в зависимости от ее длины - до 19,6 м и свыше 19,6 м вместо действующего единого порядка определения платы - как для платформ с длиной по осям сцепления автосцепок 19,6 м и более (внесение изменений в таблицу 15);
внесение существующих (с 2006 года) в рамках исключительных тарифов коэффициентов на перевозку грузов в универсальных контейнерах в зависимости от принадлежности вагона и контейнера (коэффициенты 1,08 - 0,78) в действующую систему тарифов Прейскуранта 10-01 - в пункт 2.11. Прейскуранта 10-01;
приведение системы тарифов Прейскуранта 10-01 в части перевозок грузов в контейнерах, порожних контейнеров, в соответствие с технологиями перевозок, предусмотренными действующими правилами перевозок грузов: одиночный контейнер, комплект контейнеров, в составе контейнерного поезда, а также перевозки контейнеров в составе отправительского маршрута.
В связи с этим, вместо существующего пункта 2.35 Прейскуранта 10-01, определяющего порядок тарификации перевозок контейнеров в составе ускоренного контейнерного поезда (не предусмотренного правилами перевозок), в Прейскуранте 10-01 определен порядок тарификации перевозок грузов в контейнерах (кроме крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров), порожних контейнеров (кроме крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров), следующих в составе контейнерного поезда.
При этом, учитывая, что технология перевозки грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, не предусматривает сортировки в пути следования как контейнеров, так и вагонов (то есть близка по технологии к прямому отправительскому маршруту), то порядок тарификации данной технологии перевозки контейнеров определен на базе тарифов за одиночный контейнер с применением понижающих коэффициентов, предусмотренных Прейскурантом 10-01 для перевозок грузов прямыми отправительскими маршрутами (что учитывает отсутствие в пути следования сортировки вагонов на сортировочных станциях), а также с применением размера уменьшения плат, предусмотренных при отправлении контейнеров полными комплектами на вагон (что учитывает отсутствие сортировки контейнеров в пути следования).
Кроме того, принято решение об исключении из Прейскуранта 10-01 подпункта 2.34.3. и таблицы 21, определяющих плату за перевозку грузов отдельным поездом по специально разработанному расписанию контейнерными отправками, в связи с тем, что данная услуга носит договорной характер (разработка специального расписания и маршрута следования в соответствии с пожеланиями грузоотправителя, а также формирование по желанию клиента поезда ограниченной длины (например, состоящего из 20 вагонов), без возможности его доформирования вагонами других грузоотправителей или отправление поезда в определенный час без выполнения требований по формированию поезда определенной длины (т.е. без ограничения по длине поезда), не является обязательной услугой по перевозке), и ее тарификация возможна только за рамками Прейскуранта 10-01.
3. Об установлении исключительных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки
В целях реализации проведения гибкой тарифной политики на грузовые железнодорожные перевозки, Правлением ФСТ России принято решение о дополнении существующей в 2008 году системы исключительных тарифов следующими исключительными тарифами:
установление исключительного тарифа в виде понижающего коэффициента 0,8 к тарифам раздела 2 Прейскуранта 10-01 на перевозки грузов в 45-футовых контейнерах и порожних 45-футовых контейнеров железнодорожным транспортом, в связи с необходимостью создания равновыгодных условий при перевозке грузов в 40-футовых и 45-футовых контейнерах за счет выравнивания стоимости перевозки одной тонны груза, и как следствие привлечение дополнительных объемов перевозок грузов в 45-футовых контейнерах на железнодорожную сеть;
установление исключительного тарифа в виде понижающего коэффициента 0,78 на расстояние перевозки, превышающее 4000 км и коэффициента 0,47, за расстояние перевозки 4000 км к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта 10-01 на перевозки порожних собственных (арендованных) специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров, следующих из-под выгрузки или под погрузку контейнеров, что обеспечит снижение базовых ставок Прейскуранта 10-01 от 24% до 47% в зависимости от дальности перевозок.
Необходимость установления данного исключительного тарифа обусловлена сложившемся дисбалансом грузопотоков контейнеров в направлениях Восток-Запад, Запад-Восток и необходимостью осуществлять подсыл порожних платформ на припортовые станции Дальневосточной железной дороги и погранперехода Забайкальск с центральной части России, что приводит к значительному увеличению транспортных затрат при организации таких перевозок. Установление предлагаемого исключительного тарифа частично позволит устранить существующий дисбаланс тарифов на перевозку порожних платформ и порожних собственных (арендованных) контейнеров на собственной (арендованной) платформе, создав более благоприятные условия для подсыла порожних платформ из-под выгрузки/под погрузку контейнеров, а также снизить транспортные затраты при перевозках контейнеров из Забайкальска и Дальневосточных портов;
установление исключительного тарифа в виде коэффициента 0,9 к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта 10-01 на перевозки минерально-строительных грузов в вагонах для перевозки минеральных удобрений со срезанными крышами и в вагонах для перевозки агломерата и окатышей и на возврат собственных (арендованных) вагонов после осуществления таких перевозок, что обеспечит сближение тарифных условий (в расчете на тонну перевозимого груза) на перевозки грузов в указанных типах подвижного состава и полувагонах и в условиях отсутствия дефицита полувагонов позволит сохранить конкурентоспособность перевозок минерально-строительных грузов в вагонах-минераловозах со срезанными крышами и в вагонах-окатышевозах;
установление (сроком до 30 июня 2009 г.) исключительного тарифа в виде понижающего коэффициента 0,5 к тарифам раздела 2 Прейскуранта 10-01 за расстояние перевозки, превышающее 1100 км, на перевозку зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности железнодорожным транспортом во внутригосударственном сообщении и на экспорт через российские порты со станций Центрального федерального округа в целях создания тарифных условий перевозок этих грузов из Центрального федерального округа на дальность перевозки свыше 1100 км (свыше среднесетевой дальности перевозки), равных среднесетевым условиям, в регионы, испытывающие дефицит данных грузов, и недопущения роста транспортной составляющей при осуществлении этих перевозок;
установление исключительного тарифа в виде понижающего коэффициента 0,5 к тарифам раздела 2 Прейскуранта 10-01 за расстояние перевозки, превышающее 1100 км, на перевозку зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности железнодорожным транспортом на экспорт через порты Дальнего Востока со станций Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
установление исключительных тарифов в виде коэффициентов от 0,926 до 1,282 на перевозки грузов в специализированных контейнерах, совпадающих по параметрам с универсальными контейнерами, порожних специализированных контейнеров, что наряду с принятыми решениями по внесению изменений и дополнений в Прейскурант 10-01, обеспечит сохранение в 2009 году текущего уровня тарифов на такие перевозки;
Также, Правлением ФСТ России, в рамках проведения гибкой тарифной политики на грузовые железнодорожные перевозки, был пересмотрен уровень следующих, действующих в 2008 году исключительных тарифов:
сохранен на уровне 2008 года абсолютный размер тарифа на перевозки коксующихся углей отдельных марок на экспорт со ст. Западно-Сибирской железной дороги, перевозимых в настоящее время с применением повышающего исключительного тарифа (вместо существующего исключительного тарифа в виде коэффициента 1,22 установлен коэффициент 1,15).
При этом, на перевозки углей по остальным направлениям - на экспорт через российские порты и погранпереходы за расстояние перевозки свыше 3500 км, на экспорт через ряд российских портов (Архангельск, Кандалакша, Мурманск, порты Дальнего Востока), на перевозки импортных коксующихся углей через погранпереходы) сохранена существующая система исключительных тарифов (существующие коэффициенты). Также сохранен размер исключительного тарифа (коэффициент 0,909), обеспечивающий выравнивание тарифов на перевозки коксующихся углей для нужд энергетики с энергетическими углями;
сохранен на уровне 2008 года абсолютный размер тарифа на перевозки кокса на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации, перевозимый в настоящее время с применением повышающего исключительного тарифа (вместо существующего исключительного тарифа в виде коэффициента 1,333 установлен коэффициент 1,258);
сохранен на уровне 2008 года абсолютный размер тарифов на перевозки метанола на экспорт через порты Дальнего Востока с применением системы исключительных тарифов;
сохранен на уровне 2008 года абсолютный размер тарифов на перевозки нефти сырой железнодорожным транспортом со станций Зуй, Суховская на экспорт в Китай через пограничные передаточные станции Забайкальск и Наушки (вместо существующих понижающих коэффициентов 0,831 и 0,78 установлены соответственно 0,79 и 0,74);
установлен при перевозке нефти сырой железнодорожным транспортом по направлению станция Барабинск - станция Грушевая исключительный тариф в виде коэффициента 0,74, что обеспечит существующий размер коэффициента 0,7 в условиях 2009 года при планируемом снижении тарифов Прейскуранта 10-01 на 5,7% на перевозку нефти во внутригосударственном сообщении и в международном через российские порты;
установлен коэффициент 0,37 вместо действующего коэффициента 0,71 на перевозки легковых автомобилей во внутригосударственном сообщении и на экспорт через российские порты при осуществлении перевозок в указанных видах сообщений при расстоянии перевозки от 1000 до 3000 км включительно, с ограничением его действия перечнем дорог: со станций Октябрьской, Калининградской, Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог.
сохранены на уровне 2008 года абсолютные величины спецставок на перевозки контейнеров с комплектующими деталями для сборки легковых автомобилей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Дальневосточные порты в составе контейнерных поездов назначением на станции Санкт-Петербургского узла Октябрьской железной дороги и станцию Марцево Северо-Кавказской железной дороги и в обратном направлении.
увеличены на величину планируемой индексации тарифов в размере 5% специальные ставки на перевозки минеральных удобрений со станций Западно-Сибирской железной дороги в направлении пограничных передаточных станции Российской Федерации;
изменена величина исключительного тарифа с коэффициента 0,72 на коэффициент 0,73 на перевозки апатитового концентрата по направлению Ковдор-Скангали;
в рамках действующих исключительных тарифов на перевозки скоропортящихся грузов в изотермическом и универсальном подвижном составе во внутригосударственном сообщении и в международном сообщении через российские порты (и паромные переправы) - расширен перечень грузов, перевозимых в ИВ- термосах, переоборудованных из вагонов рефрижераторных секций и АРВ, на которых распространяется действие данных исключительных тарифов (не только скоропортящиеся грузы - а любые виды грузов), а также, дополнен перечень коэффициентов, установленных в рамках действующего исключительного тарифа, коэффициентами на перевозку скоропортящихся грузов в ИВ-термосах, переоборудованных из крытых универсальных вагонов, а также в крытых вагонах, дооборудованных теплоизоляцией.
изменен действующий исключительный тариф в виде коэффициента 0,44 на коэффициент 0,35 к тарифам раздела 3 Прейскуранта 10-01 на перевозки сжиженных углеводородных газов со станции Тобольск Свердловской железной дороги на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации при расстоянии перевозки по РЖД свыше 2600 км, с изменением порогового значения объемов перевозок, по достижении которого применяется данный исключительный тариф с 166 тыс. тонн в год до 140 тыс. тонн в год.
Также, Правлением ФСТ России, в рамках проведения гибкой тарифной политики на грузовые железнодорожные перевозки, было сохранено в неизменном виде действие следующих, действующих в 2008 году исключительных тарифов:
на перевозки импортного кокса через пограничные передаточные станции Российской Федерации, перевозимые в 2008 г. с применением повышающего коэффициента 1,333;
на перевозки собственных (арендованных) порожних вагонов из-под выгрузки казахстанской руды на расстояние, не превышающее 300 км.
на перевозки черных металлов через порты Дальнего Востока;
на перевозки черных металлов (за исключением ферросплавов) и проката черных металлов (за исключением старогодних рельсов) со станций Западно-Сибирской железной дороги на экспорт, через пограничные передаточные станции Российской Федерации.
на перевозки нефти и нефтепродуктов на экспорт через пограничные передаточные станции Российской Федерации;
на перевозки нефти сырой со станции Уяр Красноярской ж.д. в направлении Дальневосточных НПЗ;
на перевозки нефти и нефтепродуктов со станции Нягань, Барабинск, Татьянка, Зелецино, Осенцы, Ветласян через пограничные передаточные станции Российской Федерации;
на перевозки минеральных удобрений со станции Западно-Сибирской и Свердловской ж.д. в направлении портов Дальнего Востока;
на перевозки зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности со/на станций Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
на перевозки скоропортящихся грузов в крытом и изотермическом подвижном составе, следующих через пограничные передаточные станции Российской Федерации;
на перевозки рыбы мороженной с острова Сахалин;
на перевозки контейнеров - 0,47 за расстояние, превышающее 4000 км, а также исключительных тарифов на перевозки контейнеров в составе контейнерного поезда Финляндия - Москва;
на перевозки легковых автомобилей через пограничные передаточные станции Российской Федерации, в том числе Калининградской области, из Финляндии, через порты Дальнего Востока, на перевозки автомобилей с участием паромной переправы Усть-Луга - Балтийск;
на перевозки грузов для восстановлении экономики и социальной сферы Чеченской Республики;
на перевозки овец в пределах Махачкалинского отделения Северо-Кавказской ж.д.
В целом, по мнению ФСТ России комплекс принятых решений обеспечивает баланс интересов пользователей транспортных услуг и ОАО "РЖД", а также создает условия для эффективного функционирования российской транспортной системы.


Новости за период