Новости отрасли

29 Июля 2008Российская газета
Почему не страшен импорт

Как показывают опросы ИЭПП, значительная часть российской промышленности "свободна" от конкуренции с импортом и, соответственно, его влияния. В 2007 году таких предприятий было 33 процента (без учета электроэнергетики и топливной промышленности), в 2008 году - только 26 процентов. Но явные изменения налицо: импорт увеличил свое присутствие на рынках сбыта наших предприятий. Аналогичная тенденция наблюдается и во всех отраслях обрабатывающей промышленности. Однако масштабы изменений существенно различаются.

Качественный паритет сохранили

Если российские предприятия признают свою продукцию сопоставимой с присутствующим на их рынках сбыта импортом, то цены и качество российских товаров могут как превосходить цены и качество импортных, так и уступать им.

Сопоставимо сейчас по качеству с импортом около 53 процентов российской продукции, сталкивающейся с ним на рынках сбыта (в этом случае за 100 процентов берутся рынки, где имеется конкурирующий импорт). Аналогичные результаты были получены и в 2007 году. То есть российская промышленность смогла в целом удержать качественный паритет со все более масштабно приникающим к нам импортом. А баланс (качество импорта выше минус качество импорта ниже) даже улучшился с 29 до 23 пунктов.

Лидером по качественному превосходству осталась промышленность строительных материалов - 46 процентов, аутсайдером - машиностроение, где только 5 процентов заводов рискнули оценить качество своей продукции выше качества конкурирующего импорта. И, наоборот, 43 процента машиностроительных предприятий признали качественное превосходство импорта (2007 год - 42 процента). Так пессимистично качество своей продукции не оценили ни в одной из отраслей.

А ценовой баланс разрушили

Импорт перестал, как это было в 2007 году, стоить в целом по всем рынкам одинаково с отечественной продукцией. Год назад в целом по конкурентным с импортом рынкам обрабатывающих отраслей сложился примерный паритет: на 37 процентов рынков цены импорта были выше, на 35 процентов - ниже цен российских товаров. 28 процентов отечественных предприятий считали свои цены примерно равными ценам конкурирующего импорта. В 2008 году 42 процента конкурирующего импорта стоит дороже отечественной продукции, 27 процентов - дешевле. 31 процент российских предприятий считают, что их продукция стоит столько же, сколько и импортная. Но в легкой отрасли и промышленности строительных материалов ценовой баланс складывается не в пользу отечественного производителя: там конкурирующая импортная продукция стоит дешевле отечественной. Причем - достаточно часто.

Конкурировать можем!

Совместный анализ соотношения цен и качества показал, что российская промышленность не утратила за год своих конкурентных преимуществ, а с учетом растущего проникновения импорта - даже укрепила их.

Во-первых, на 16 процентов рынков импорт сейчас неконкурентоспособен в силу того, что его цены выше или равны ценам отечественной продукции при таком же или более низком качестве ввозимых товаров. Год назад их было 10 процентов. Особенно много стало таких рынков в 2008 году в пищевой промышленности - 59 процентов после 17 процентов в 2007 году. В других секторах масштабы изменений гораздо скромнее, но тоже положительны для отечественного производителя. И только, пожалуй, машиностроение и леспром остались здесь на прежних позициях.

Во-вторых, российской промышленности удалось сохранить в течение года долю рынков с корректным (адекватным) соотношением цен и качества отечественных товаров и ввезенных из-за рубежа. То есть более высокое качество импорта там сочетается с более высокой его ценой, равное - с равной ценой и более низкое - с меньшей относительной российских товаров ценой. На таких рынках отечественные товары конкурируют (по соотношению цена - качество) с импортом на равных. Как и в прошлом году, подобных рынков у нас в целом по промышленности имеется 36 процентов. Но если в 2007 году лидером по равной конкуренции среди отраслей была пищевая промышленность, то теперь на первое место вышла легкая (см. рис. 2). Для последней отрасли это является несомненным успехом в условиях самого масштабного расширения конкурирующего импорта.

В-третьих, масштабы неконкурентоспособности в российской промышленности остались в целом прежние. Как и год назад, 22 процента российских предприятий признали, что по соотношению цена-качество их продукция уступает импортной. Однако по секторам ситуация неоднозначна. Если легкой, машиностроительной и металлургической отраслям удалось удержать или даже снизить масштабы своей неконкурентоспособности, то леспром, пищевая и химическая отрасли, а также стройиндустрия здесь проиграли импорту. Особенно сложно пришлось промышленности стройматериалов, где неконкурентоспособность возросла за год на 13 пунктов.

В итоге, по оценкам предприятий, конкурентоспособно по отношению к импорту по-прежнему 78 процентов продукции отечественной обрабатывающей промышленности. В эти 78 процентов входят рынки, где просто нет импорта, где импорт неконкурентоспособен по соотношению цена-качество и где конкуренция с импортом идет на равных. По отраслям доля таких рынков составляет в 2008 году от 67 процентов в химии и нефтехимии и до 91 процента - в металлургии. Но структура конкурентоспособности (и поэтому защищенность предприятий) в отраслях различна (см. рис. 3). Наиболее "защищены" от импорта позиции российских предприятий на тех рынках, где импорт присутствует, но по соотношению цена-качество неконкурентоспособен по отношению к отечественной продукции. По этому критерию наиболее предпочтительны позиции российской пищевой промышленности, где 59 процентов предприятий превосходят конкурирующий импорт. Другие отрасли так защищены гораздо меньше - 7-16 процентов. Более уязвимы позиции российских предприятий, если им приходится на равных конкурировать с импортом. Ведь в будущем чаша весов может склониться в сторону импорта. Однако борьба на равных говорит о том, что российские предприятия готовы и способны отстаивать свои позиции. А вот отсутствие конкуренции с импортом наиболее опасно для российской промышленности. Такая "легкая жизнь" может скоро закончиться, и неизвестно, смогут ли предприятия без опыта борьбы с импортом удержаться на конкурентном рынке.



Новости за период