Новости отрасли

27 Января 2010журнал Эксперт
Поможем, только не деньгами

Статья приводится в сокращении. Полная версия «Эксперт» №3 (689)/25 января 2010

Новая антикризисная политика правительства становится адресной, точечной и конкретной. Правда, власти по-прежнему проявляют сдержанность, когда речь заходит о бюджетной поддержке экономики, но в области нефинансовых стимулирующих мер активность властей беспрецедентна.

о, что антикризисная политика российского кабинета требует существенной «перезагрузки», было очевидно для всех, даже не слишком вникающих в тонкости гос­управления наблюдателей. С момента формирования действовавшего варианта антикризисной программы (она не была оформлена в единый документ, а представляла собой комплекс законов и постановлений правительства, принятых в октябре 2008−го — феврале 2009 года) прошло пусть и немного времени, но вполне достаточно для кардинальной смены макроэкономического контекста, а значит, и иерархии приоритетов экономической политики. К тому же накопился определенный опыт применения антикризисных инструментов, чтобы в новом варианте программы правильно акцентировать и масштабировать их дальнейшее использование.

Чтобы понять, насколько быстро в кризисную пору течет время, возьмемся проследить эволюцию такой составляющей антикризисной политики правительства, как адресные меры в отношении реального сектора экономики. В декабре 2008 года, когда разные крылья экономического блока кабинета (а таковых было и есть как минимум четыре: «антикризисная» комиссия Игоря Шувалова, Минэкономразвития, Минфин и аппарат правительства) несколько недель формировали, а потом в спорах сводили памятный список 295 системообразующих предприятий, мак­роэкономический фон был весьма драматичен. Спад в реальном секторе нарастал, никаких признаков дна еще не просматривалось, ЦБ тратил почти 20 млрд долларов в неделю для смягчения темпов падения рубля, а банки еще не пришли в себя от массового оттока депозитов, полностью заморозив выдачу новых и реструктуризацию старых кредитов. Акцент на адресные меры в той обстановке был вполне закономерным — правительство решило очертить некий каркас хозяйства («почта, телеграф, телефон»), который должен был выжить независимо от кризисной конъюнктуры, персон и мастерства собственников и топ-менеджеров. При этом, вообще говоря, можно было предположить — хотя бы исходя из количества потенциальных реципиентов поддержки, — что будет разработан некий стандартный пул инструментов адресной помощи компаниям и, что еще более важно, пул стандартных (и гласных — хотя это уже из области мечтаний) условий и процедур доступа к такой помощи. Эту надежду давал пример Агентства по страхованию вкладов, наладившего (с некоторыми оговорками и неприятными исключениями) конвейер стандартизованной санационной поддержки предбанкротных системообразующих банков. Однако в реальном секторе конвейер создать было нельзя. Адресную помощь получило немало компаний, но пакет помощи конфигурировался специальным образом. В этом сложном коктейле причудливо сочетались госгарантии по плохим кредитам, новые кредиты госбанков, взносы государства либо госкорпораций в уставный капитал и другие ингредиенты.

О финансовой системе

Особого разбора заслуживают меры по модернизации финансовой системы и формированию длинных денег в экономике. В «Основных направлениях антикризисных действий» правительство, пожалуй впервые, внятно заявило, что одной макроэкономической стабилизации (устойчивость банковской системы, низкая инфляция и низкие процентные ставки) для их создания может оказаться недостаточно. Какие же финансовые источники предлагается задействовать? В этом вопросе разработчики программы пошли по накатанному пути, указав сколь традиционные, столь и абсолютно бесполезные в нынешних российских обстоятельствах источники длинных денег — пенсионную и страховую системы. Обе системы у нас реально не формируют масштабных долгосрочных ресурсов — страхование жизни находится в зачаточном состоянии, а пенсионная система накапливает лишь будущие обязательства — текущий финансовый результат ее работы без поддержки бюджетных фондов был бы просто отрицательным.

Еще один ресурс длинных денег — стратегические иностранные инвестиции. «В формировании долгосрочного инвестиционного ресурса должны участвовать иностранные инвесторы, для чего будет обеспечено привлечение и сопровождение долгосрочных иностранных инвестиций путем создания совместных с иностранными инвесторами фондов инвестиций в стратегических секторах, требующих модернизации (сельское хозяйство, фармацевтика, доступное жилье, инфраструктура и т. д.)», — указывается в документе. Этот канал и предлагаемые программой формы их привлечения не вызывают возражений, хотя понятно, что задействование этого ресурса потребует от государства не только воли и целеполагания, но и недюжинного административного и менеджерского мастерства.

«Для привлечения отечественных и стратегических иностранных инвесторов на российский финансовый рынок правительство будет сокращать долю государственной собственности в экономике, проводя приватизацию посредством публичных отрытых процедур на основе конкурсов и аукционов, в том числе размещая акции приватизируемых компаний на IPO и SPO», — обещают «Основные направления». Напомним, что еще в октябре прошлого года правительство рассматривало возможность резкого расширения плана приватизации госимущества на 2010 год за счет стратегических предприятий для покрытия дефицита бюджета. По оценкам правительственных аналитиков, только от продажи активов компаний из списка стратегических предприятий потенциальный доход бюджета в 2010 году составит от 70 млрд до 100 млрд рублей.

Но еще важнее изменение способов реализации государственного имущества: на прошлой неделе Минэкономразвития опубликовало проект поправок к закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которым правительство сможет передавать право реализации государственного имущества частным компаниям. Речь идет прежде всего об инвестиционных банках (в кулуарах среди основных кандидатов называют «Тройку Диалог» и «Ренессанс Капитал», говорят также о возможности привлечения иностранных инвестбанков). Цель правительства в данном случае — сделать приватизационные процедуры максимально прозрачными.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают упомянутые в программе «новые финансовые инструменты, обеспечивающие предоставление долгосрочного финансирования ключевых экономических проектов. В частности, будет обеспечен выпуск инфраструктурных и «проектных» облигаций, в том числе обеспеченных гарантией Российской Федерации. Представляется, что именно посредством облигационных инструментов могут быть реализованы крупные проекты модернизационного толка, в частности строительство дорог и массового доступного жилья. При наличии гарантий федерального и/или региональных бюджетов они наверняка станут популярным рыночным инструментом.

В качестве катализатора роста этого нового сегмента облигационного рынка можно было бы рассмотреть и нетрадиционные для нашего сверхлиберального финансового режима меры, такие как обязательства госбанков по поддержанию определенного уровня резервов в портфелях таких облигаций и даже прямые интервенции ЦБ на этом рынке. Да, это будет означать отказ от не­эмиссионной парадигмы работы нашей финансовой системы, но чем быстрее мы на это решимся, тем больше у страны будет шансов совершить модернизацию не на словах, а на деле. Возможно, окажется достаточным использование более тонких механизмов поддержки, например включение «проектных» облигаций в ломбардный список бумаг, под залог которых ЦБ осуществляет рефинансовые операции с банками.

Инновации наступают

По сравнению с предыдущей программой антикризисных мер правительства на 2009 год в новой количество мероприятий по стимулированию инноваций серьезно выросло. Наиболее интересными из них должны стать действия в трех направлениях: развитие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса; меры по финансовой поддержке тех, кто уже ведет НИОКР и разрабатывает новую продукцию; стимулирование создания новых инновационных компаний. Спрос на инновации предполагается формировать путем введения технологических коридоров, подталкивающих компании к повышению технологического уровня производимой продукции; активизации инновационной активности госкомпаний и понуждения зарубежных компаний к перемещению ими в Россию своих R&D-подразделений и увеличению степени локализации продукции, производимой ими в России.

Планируется активизировать деятельность госкорпораций и компаний с госучастием в инновационной сфере: они должны разработать корпоративные программы инновационного развития и заняться их реализацией, будут формироваться долгосрочные программы технической политики в области госзакупок. Предполагается, что это должно не только дать толчок для собственного технологического развития госкомпаний, но и обеспечить ориентиры для предприятий реального сектора при планировании ими разработки и выпуска новой продукции. Прошедшее в конце 2009 года заседание президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию, посвященное этому вопросу, показывает, что за его решение государство взялось всерьез.

Опыт других стран (прежде всего Китая) говорит, что следует не только создавать иностранным инвесторам благоприятный режим, но и выдвигать им встречные требования, касающиеся передачи технологий, лицензий, размещения в стране помимо производственных подразделений еще и исследовательских центров. В «Основных направлениях» весьма конкретно сказано о необходимости «формирования механизма административной и финансовой поддержки “офсетных” сделок с зарубежными компаниями, предполагающих поэтапную локализацию выпуска современной высокотехнологичной продукции и оборудования, открытие в России центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров, организации полномасштабного производства, в том числе в партнерстве с российскими производителями, с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность».

Увеличение финансовой поддержки инновационной деятельности предполагается осуществлять как в различных формах прямого финансирования, так и путем предоставления разнообразных налоговых льгот. На реализацию сформулированных Комиссией по модернизации и технологическому развитию технологических инициатив в бюджете 2010 года зарезервировано 10 млрд рублей. Планируется формирование системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) предприятиям по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на патентование за рубежом. Увеличивается государственная поддержка создания малого инновационного бизнеса через дополнительную капитализацию Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Данное решение нельзя не приветствовать, так как этот фонд на сегодня является одной из наиболее квалифицированных и эффективно работающих структур поддержки инноваций.

Количество намечаемых мер косвенной поддержки инновационной деятельности тоже весьма значительно. Планируется усилить стимулирующий характер налоговой системы с ориентацией на поддержку модернизации и инноваций, в том числе разработать и принять пакет налоговых льгот по направлениям, где предполагается создание новой налоговой базы. Планируется установление льготного переходного периода роста нагрузки на фонд оплаты труда для ряда инновационных предприятий; расширение льготного (полуторакратное списание расходов) перечня НИОКР и совершенствование администрирования данной льготы; предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество предприятий инновационной направленности; возможность сокращения сроков амортизации нематериальных активов, непосредственно используемых в научно-технической и производственной деятельности.

Для активизации процесса создания новых инновационных компаний будут разработаны на принципах софинансирования из федерального центра и регионов механизмы поддержки создания промышленных парков. Большие надежды возлагаются на поддержку создания «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных и крупнейших корпораций, включая компании с госучастием. Напомним, что именно для принятия соответствующего закона летом были отозваны из отпусков депутаты Государственной думы.

Все, кроме денег

Нельзя не признать, что самыми слабыми и расплывчатыми пунктами «Основных направлений антикризисных действий» являются те, которые подразумевают расходование бюджетных средств: расставание с доктриной макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости дается чиновником нелегко.

Зато антикризисные меры, которые не связаны с большими тратами государственных денег, не только прописаны в программе четко и конкретно, но и активно воплощаются в жизнь.

Ярким примером этого может служить пункт антикризисной программы, предусматривающий «совершенствование системы технического регулирования в целях усиления стимулов для предприятий к повышению технологического уровня производимой продукции». Уже в декабре были приняты поправки к закону «О техническом регулировании», которые упрощают процедуру принятия техрегламентов с целью ускорения этого процесса, а на прошлой неделе состоялось заседание президентской комиссии по модернизации, посвященное как раз техническому регулированию. На нем Дмитрий Медведев, в частности, подверг критике правительство за медленное принятие новых техрегламентов: «Я знаю, как правительство будет их утверждать: на это, как обычно, уйдут месяцы, какое бы у нас ни было выдающееся и оперативное правительство. Я хотел бы, чтобы все шло быстро». Кроме того, президент потребовал от правительства до 1 апреля внести в Госдуму изменения в Кодекс об административных правонарушениях, резко ужесточающие ответственность производителей продукции за нарушение техрегламентов (сейчас недобросовестная сертификация продукции карается смехотворными штрафами — от 500 до 50 тыс. рублей).

Учитывая активность властей в вопросе техрегламентов, можно быть уверенными, что скоро дело дойдет и до реализации еще одного исключительно важного пункта новой антикризисной программы, согласно которому «будут минимизированы различного рода “обременения” для застройщиков, завершено формирование в 2010–2011 годах системы документов территориального планирования и в 2010 году будет в основном завершено реформирование системы СНиПов с учетом современного уровня развития строительных технологий». Таким образом, будет устранено одно из основных препятствий для развития в России современного высокотехнологичного жилищного строительства. По большому же счету, появляются явные признаки того, что скоро может сбыться главная мечта любого российского предпринимателя в отношении родного государства: пусть не помогает, главное — чтобы меньше мешало.




Новости за период