Новости отрасли

28 Января 2010retail.ru
Поставщики и ритейлеры - любовь в законе

Тема взаимоотношений поставщиков и ритейлеров вечна, так же как и проблемы взаимоотношений семейств Монтекки и Капулетти. Но то, что происходит между ними сейчас – такого еще в российском ритейле не было. Грубо говоря – большие давят маленьких и делают это по закону. Причем под термином «большие» я имею в виду как поставщиков, так и ритейлеров. Там где большие сети понимают, что они могут отжать большие условия у поставщика – они это делают без зазрений совести. Всем же ясно, что для поставщика вхождение в крупные сети – это исключительно вопрос больших и постоянных денег, расходуемых на «развитие взаимоотношений» с байерами и руководством сети. То же самое можно отнести и к крупным поставщикам. Например, куриный король какого-нибудь Кургана знает, что никогда в этом городе не будет федеральных сетей, а все местные сети – уже лежат под ним, он там «кум королю и сват министру» и может делать с местными сетями все, что захочет.

Да, сейчас, после принятия Закона о торговле, ритейлеры начали менять условия договоров с поставщиками, как и хотело государство. Но еще до принятия закона все ритейлеры понимали, что прописываемые в нем запреты на бонусы и т.п., в принципе, обходимы. Все бонусы и доп. платежи будут вынесены в другие договора, и поставщики тем самым увеличат свою налогооблагаемую базу.

Только теперь базовая полка для договора будет нижняя – ведь закон не обязывает ритейлеров ставить товар на определенное место. Пришел поставщик к ритейлеру, показал товар, цены, и ритейлер ему отвечает: «Отлично, берем товар и не берем с тебя никаких маркетинговых бонусов и т.п. согласно правилам нового Закона. Но твой товар будет стоять в самом дальнем углу на самой нижней полке. Устраивает?». Что в этой ситуации будет делать благоразумный поставщик? Платить, теперь уже официально, за маркетинг и т.п., т.е. проводя эти платежи через свою бухгалтерию и выплачивая с этих сумм налоги государству.
Нормальный производитель сам кровно заинтересован в том, чтобы вставать на лучшее место, на лучшую полку и сместить своего конкурента. Вот за это нормальный производитель всегда платил, платит и будет платить ритейлеру.

Закон никак не влияет на взаимодействие цепочки производства, переработки и продажи товара. Эта цепочка, напоминаю, состоит из 6 звеньев. Первое – физическое производство; второе – физическая переработка; третье – упаковка; четвертое – транспортная логистика; пятое – складская логистика и шестое – продажа. В конечном итоге, всю эту, несокращаемую в принципе, цепочку оплачивает потребитель. И эта цепочка стоит в районе 35-40% от стоимости товара для конечного пользователя, а никак не 10%. Даже в России, где производство продуктов дорогое и неэффективное, произвести продукт стоит намного дешевле, чем продвигать и дистрибутировать товары.

Новости за период