Новости отрасли

19 Декабря 2008advis.ru
Потребительский рынок: есть ли кризис в России / исследование Nielsen

Индекс потребительского доверия в России стремительно снижается
Угроза потери работы – главный стрессогенный фактор, НО!
Две трети россиян никак не изменили своих покупательских привычек и ничего не делают со сбережениями: у одних их по-просту нет, другие -- еще не определились: Исследование Nielsen
Москва, 17 декабря 2008 года. Похоже, что рецессия докатилась и до российского потребительского рынка, который до сих пор оставался в десятке самых оптимистичных рынков мира. К началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года, ? сообщает международная исследовательская компания Nielsen. Всего 88 пунктов составил Индекс потребительского доверия, что сразу на 16 пунктов ниже, чем в сентябре 2008 года (см. Рис. 1).
Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. Специальный замер в России Индекса потребительского доверия был проведен Nielsen в конце ноября 2008 года в ходе онлайн опроса в рамках подготовки аналитического отчета "Russians Through Crisis" (Российский потребитель: есть ли кризис?).
"Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством," ? комментирует результаты нового исследования Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании "Nielsen Россия". 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентяре-октябре таковых было более половины".
Серьезно пошатнулась и уверенность россиян и в стабильности своего финансового положения. В сентяре-октябре 2008 две трети (67%) российских онлайн пользователей оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное. В конце ноября лишь половина (51%) опрошенных уверены в своих финансах.
Однако, что касается готовности тратить, то здесь мнение потребителей в России практически не изменилось. В конце ноября 2008 года 42% участников онлайн исследования Nielsen сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров, ? столько же, сколько и три месяца назад. Однако возросло количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев ОЧЕНЬ ПЛОХИМ временем для новых покупок: в сентябре их было 7%, а ноябре уже 13%.
Несмотря на рост пессимизма, связанного с неблагоприятно складывающейся ситуацией на рынке труда и снижением личных доходов (по данным исследования Nielsen, 35% респондентов говорят, что их доходы снизились в той или иной мере), экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений.
"Настроения в российском обществе в целом можно описать как некое замешательство и легкая тревога. Преобладающий тип поведения ? пассивное наблюдение и выжидание," ? говорит Дуайт Уотсон. Более двух третей участников исследования Nielsen ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. У одних их попросту нет ? 25% опрошенных, другие заняли выжидательную позицию ? 44% участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние три месяца.
Исследование Nielsen показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса, в восприятии респондентов, - необходимость менять сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни.
"За последние несколько лет у людей сформировались стандарты потребления, отказ от которых может стать весьма болезненным. Поэтому в случае необходимости экономии большинство не стремятся переходить на более дешевые марки, а, скорее, для начала сокращают частоту или объем покупок," ? говорит Дуайт Уотсон.
По данным отчета Nielsen "Russians Through Crisis", 95% участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. В восприятии покупателей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17% за последние 3 месяца. При этом, что интересно, многие не рассматривают рост цен как признак кризиса, а считают, что это скорее результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.
По данным опроса Nielsen, 73% участников стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад. Каждый пятый (21%) опрошенный сообщил, что за последние 3 месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на четверть. При этом две трети респондентов (68%) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и три месяца назад.
По данным опроса российских онлайн пользователей, потребление изменилось незначительно в таких категориях как хлеб, чай, молоко, шампуни, стральные порошки и сигареты. Однако в таких категориях как торты/пирожные, мясо, пиво, питьевая/ минеральная вода произошли заметные изменения. Почти каждый третий опрошенный сообщил, что стал покупать этих товаров меньше, чем 3 месяца назад.
В некоторых категориях, по данным опроса потребителей, наблюдается отказ от покупок. Так, 10% опрошенных сообщили, что отказались от покупки тортов-пирожных за последние три месяца. 8% респондентов ответили, что отказались от покупки мяса, и столько же ? от покупки водки.
Причины сокращения/прекращения покупок некоторых продуктов питания и товаров повседневного спроса во многом зависят от сезона. Это важный фактор сокращения потребления для категорий пива и минеральной воды. Так, лишь 25% из тех, кто покупает меньше/отказался от покупки воды сообщил, что это вызвано экономическими факторами.
Несмотря на то, что в России потребители неохотно переключаются на дешевые марки ? по данным исследования Nielsen, более 70% опрошенных не спешат расстаться со своими привычками, приобретенными в предыдущие годы, ? в некоторых категориях покупатели все же начали переключаться на более экономичные варианты, и в частности, при покупке таких товаров повседневного спроса, как стиральные порошки, торты/пирожные, питьевые йогурты и ряда других.
В целом, судя по ответам потребителей, сегодня выигрывают гипермаркеты и дискаунтеры. Их плюсы в глазах потребителей ? большой ассортимент и возможность купить все в одном месте (дань предпочтениям "сытых" годов) и возможность получить более дешевую цену (новые требования времени). Эти результаты онлайн опроса потребителей подтверждаются и данными аудита розничной торговли. Значимость этих каналов для розничных продаж товаров повседневного спроса растет.

Новости за период