Новости отрасли

16 Июля 2010Ведомости
Потребительское поведение россиян резко отличается от декларируемых финансовых установок

По данным весеннего опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), только 9% населения считает нынешнее время хорошим для того, чтобы брать кредит, 52% уверены в том, что сейчас для кредитов не время. В случае гипотетического выбора варианта финансирования крупной покупки 63% предпочитают накопить и использовать собственные средства и лишь каждый пятый готов занять у друзей или в банке.

Однако данные «Ведомостей» свидетельствуют о росте потребкредитования; доля кредитных продаж машин и бытовой техники у некоторых продавцов превысила докризисные показатели, у других подбирается к ним. Конечно, в момент интервью социологу и в момент покупки стиральной машины у человека работают совершенно разные центры в мозгу.

Рост потребления должен радовать макроэкономистов (впрочем, их должна расстраивать фактическая стагнация в кредитовании корпоративного сектора). Но изменил ли кризис что-нибудь в потребительском поведении россиян? В 2009 г. мы наблюдали горькое похмелье на рынке кредитования: у банков росла просрочка, граждане испытывали серьезные проблемы из-за падения доходов. По данным Минэкономразвития, объем просроченной задолженности физических лиц с 1 января 2009 г. по 1 мая 2010 г. увеличился на 116 млрд руб., доля просрочки выросла с 3,76 до 7,4%. К июню она выросла до 7,5%. Не секрет, что в тучное предкризисное время банки и заемщики не очень внимательно изучали друг друга.

Сейчас, казалось бы, в этой сфере можно ждать серьезных изменений — осмысленных реформ и со стороны государства-регулятора, и со стороны банков, и со стороны заемщиков.

В течение последнего года только и разговоров о том, что необходимы кардинальные перемены в регулировании глобального финансового рынка, — пока что мы их не видим. Внутри России мы говорим, что кризис показал опасность зависимости экономики от цены на нефть и мягкой бюджетной политики, — и то и другое никуда не делось. Если мы посмотрим на микроуровень, на поведение гражданина-заемщика, — и там мы отметим отсутствие выученных уроков кризиса.

Финансовая грамотность россиян по-прежнему низка. По данным НАФИ, 69% не ведут семейного бюджета (причем 13% даже приблизительно неизвестно, сколько денег они получили и потратили за месяц), четверть опрошенных не могут распознать финансовую пирамиду. Существуют разные проекты повышения грамотности, в частности, Минфин должен в этом году начать свою пятилетнюю программу ценой в $110 млн.

Но кроме проблем в финансовом образовании и «разрыва в сознании» заемщиков есть еще важная причина легкости в принятии решений о кредите. Некая коллективная уверенность, что в ближайшее время все будет нормально. Доходы не упадут, нефть не подешевеет, бюджет останется социальным. Поэтому граждане откладывают свою финансовую грамотность на потом. И государство откладывает ее на потом. Например, закон о банкротстве физлиц — институциональный для рынка потребительских кредитов — никак не удается принять. Теперь его не согласовывает Минфин из-за слишком большой, по его мнению, цены для бюджета

Новости за период