Новости отрасли

6 Августа 2007Ведомости
“Рамсторы” закрывают двери

Турецкий ритейлер “Рамстор” сократил присутствие в России: за полгода закрылся десяток магазинов сети, а новые проекты заморожены. Сеть замерла в ожидании продажи, констатируют эксперты.
________________________________________
Сетью “Рамстор” с 1997 г. управляет ООО “Рамэнка”, по 50% которого принадлежит турецкому девелоперу Enka и розничному холдингу Migros Turk. 50,83% Migros принадлежит конгломерату Koc Holding, остальные акции торгуются на Стамбульской фондовой бирже. На конец 2006 г. в “Рамстор” входило 11 торговых центров и 53 магазина разного формата (гипермаркеты, супермаркеты, “магазины у дома”). Согласно отчетности Migros выручка СП “Рамэнка” в 2006 г. — $598,7 млн, чистая прибыль — $27,42 млн. Капитализация Migros в пятницу — $2,9 млрд.
________________________________________
“В I квартале 2007 г. "Рамэнка" закрыла пять арендованных магазинов — четыре в Москве и один в Казани — в целях оптимизации работы сети”, — говорится в квартальном отчете владельца сети — компании Migros. Увеличивать сеть за счет новых объектов “Рамэнка” не планирует. “Важнее повысить эффективность существующих объектов”, — указано в документе.
В марте этого года в “Рамсторе” сменилось руководство: прежний глава Мустафа Саглам подал в отставку, на его место пришел директор по маркетингу материнской компании Migros Turk Ихсан Усель. Эксперты и партнеры сети ожидали, что теперь-то ритейлер начнет расширяться. Но вышло наоборот: к концу первого полугодия компания закрыла еще пять торговых объектов разного формата, все — в арендованных помещениях крупных торгцентров, сообщил “Ведомостям” сотрудник пресс-службы “Рамэнки”. Это второй гипермаркет в Казани, магазины в Петербурге, Ростове, Самаре и подмосковных Мытищах. Открылся при этом только один новый объект — в Красноярске. В пятницу поставщики сети рассказали “Ведомостям”, что ритейлер покидает гипермаркеты в торгцентрах “Липецк” в Липецке и “Палитра” в Набережных Челнах. Вместо них якорным арендатором помещений станет калининградский “Вестер”. Эту информацию подтвердили сотрудник пресс-службы “Рамэнки”, директор по развитию группы компаний “Вестер” Михаил Романенко и арендодатели.
Арендодатели остались недовольны ценовой политикой бывшего партнера. Из-за высоких цен проходимость магазина была низкой, “пришлось расстаться”, объясняет гендиректор ООО “Торговый дом “Палитра” Ильдар Габдуллин. По той же причине “Рамстор” проиграл конкурентам — липецким ритейлерам, считает владелец ТЦ “Липецк” Владимир Чеботарев: “И я его выпроводил”. По инициативе арендодателей “Рамстор” весной покинул ростовский торгцентр “Горизонт” и самарский “Мега Сити”.
Заморожены и некоторые новые проекты “Рамэнки”. В начале года компания сообщала о партнерстве с девелопером “Многофункциональные центры” — планировалось, что “Рамстор” откроется в его сети торгцентров “Евразия” в Новосибирске, Кемерове и Таганроге. Якорным арендатором “Евразии” в Новосибирске станет “Мосмарт”, подтвердили “Ведомостям” представители обеих компаний, а также один из бывших менеджеров “Рамэнки”. В 2003 г. “Рамэнка” подписала с девелопером “Торговый квартал” меморандум о сотрудничестве, по которому “Рамстор” до 2008 г. должен был стать якорным арендатором в 50 торговых комплексах девелопера по всей России. Но “Рамстор” открылся только в двух объектах компании — в Красноярске и Нижнем Новгороде, а в новые проекты “Рамстор” с компанией не пойдет, сообщила пресс-секретарь “Торгового квартала” Юлия Кобылинская.
Руководство и пресс-служба “Рамэнки” в течение нескольких дней не комментировали ситуацию.
“Рамстор”, пришедший в Россию раньше остальных иностранных ритейлеров, в 2006 г. немного замедлил темп. По итогам 2006 г. выручка сети увеличилась на 20% (с $479,4 млн до $598,7 млн), тогда как французский “Ашан” увеличил продажи в России на 32%, а немецкая “Метро Кэш энд Кэрри” — на 27,6%. В 2006 г. “Метро” открыла в России девять новых собственных гипермаркетов, “Ашан” — шесть, а “Рамэнка” — один торгцентр, “Рамстор Капитолий”. Впрочем, вопреки ситуации с региональной сетью, выручка “Рамстора” в I квартале 2007 г. увеличилась на 26% (до $174 млн) по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., говорится в квартальном отчете Migros: помог “Капитолий”.
Причины стагнации в том, что “Рамстор” ждет продажи, считает аналитик “Тройки Диалог” Виктория Гранкина. В июне материнская компания Koc Holding объявила о поиске покупателя на Migros Turk и выставила на отдельный тендер свою долю в ООО “Рамэнка”. Аналитики Morgan Stanley оценили стоимость “Рамэнки” в $1,139 млрд, а долю Koc Holding в ней — в $569 млн.
Вероятно, у менеджмента просто чемоданное настроение, а, возможно, слабые арендованные магазины новый собственник все равно бы закрыл, рассуждает Гранкина. По подсчетам аналитика Deutsche UFG Алексея Кривошапко, закрыв 10 магазинов, “Рамстор” потерял не более $50-60 млн выручки. Это может снизить стоимость сети для стратегического инвестора, но “Рамэнка” все равно будет стоить не менее $1 млрд, поскольку основной доход сети создают собственные торговые центры (10 объектов в Москве и Московской области), считает Кривошапко. По отчету Migros, 65% продаж сети “Рамстор” приходится на Москву.
Знакомые с ходом тендера инвестбанкиры тогда сообщили “Ведомостям”, что заявку на покупку подали французский ритейлер Carrefour и российская X5 Retail Group, но их представители отказались комментировать ситуацию.

Новости за период