Новости отрасли

24 Сентября 2009Финансовые Известия
Ретейлеры ищут спасение от законодателей в интернете

Закон о торговле, о котором так много говорили ретейлеры и чиновники, наконец-то начал проходить процедуру принятия - в первом чтении его одобрила Госдума. Однако решение депутатов понравилось не всем участникам рынка. Закон ограничивает присутствие сетей на рынке, а потому некоторые из них решили расширяться за счет интернета. Вот только эксперты сомневаются в том, что это удастся сделать. Интернет-торговля в России не развита, а у многих потребителей даже нет компьютера.

О развитии своих сетей через интернет после принятия закона о торговле в первом чтении заявил исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Беспокойство крупнейшего ретейлера понятно, если закон о торговле вступит в силу, Х5 не сможет открыть ни одного нового магазина в Санкт-Петербурге. В северной столице доля рынка компании превысила порог доминирования в 25%, установленный новыми правилами торговли.

Концепция интернет-магазина только разрабатывается в X5. "Мы внимательно изучаем рынок электронной коммерции, - рассказывает Лев Хасис. - Интернет-магазин, где можно купить абсолютно все, начиная от DVD и заканчивая мебелью, - это то, над чем мы сейчас работаем". Уже в следующем году онлайн-сервис Х5, по словам Льва Хасиса, появится в Москве и Санкт-Петербурге.

Учитывая новые требования по доминированию сетей, искать дополнительные пути развития придется "Магниту", Metro Cash&Carry, "Дикси", "Виктории". Но X5 - пока единственный, кто рассматривает онлайн-торговлю в качестве расширения бизнеса. Слабый интерес ретейла к онлайну вызван объективными причинами. "Интернет-торговлю можно рассматривать как элемент долгосрочной стратегии, - отмечает аналитик УК "Финам-Менеджмент" Максим Клягин. - Но расценивать развитие такого направления, как равноценную альтернативу физическому расширению сетей, не стоит".

В Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) подсчитали, что в 2008 году объем электронной торговли составил около 110 млрд рублей. Наибольший интерес пользователи интернета проявляли к книгам, CD, DVD, цифровой и фототехнике. Также через Сеть покупались сотовые телефоны, компьютеры и периферия, бытовая техника.

Но по сравнению с объемом всей розничной торговли оборот онлайн-продаж - это мизерная сумма. По данным Росстата, за 2008 год розничный оборот в России составил 13,9 трлн рублей. Аналитики и игроки рынка объясняют неразвитость электронной торговли, прежде всего, относительно невысоким уровнем проникновения интернета по стране в целом и отсутствием развитой культуры приобретения товаров и услуг в онлайн-режиме. "Пройдет еще не один год, прежде чем актуальность интернет-торговли станет в России сопоставимой с уровнем, наблюдаемым в западных странах", - говорит Максим Клягин.

Пока неясно, будет ли X5 торговать через интернет продовольственными товарами. Сейчас электронные продажи продуктами ведут единицы ретейлеров. Специализируется в этом сегменте только сеть магазинов "Утконос". Как дополнительная услуга "служба доставки на дом" существует у "Седьмого континента", "Ашана" и "Азбуки вкуса".

Как говорят в "Седьмом континенте", продажи продуктов через интернет - хороший дополнительный заработок. По словам пресс-секретаря сети Влады Барановой, прибыльность этого направления составляет около 3%, а выручка находится на уровне 2% от оборота сети в целом. В прошлом году оборот "Семерки" составил 4,8 млрд рублей. Однако услуга предоставляется "Седьмым континентом" только на рынке Москвы и ближайшего Подмосковья, а не во всех регионах присутствия.

В "Азбуке вкуса", по словам пресс-секретаря сети Андрея Голубкова, хотят довести размеры интернет-торговли до 10% от оборота в целом (в 2008 году выручка ретейлера составила около $400 млн). Но сроки в компании не называют.

Участники рынка говорят, что покупатели не привыкли покупать еду через интернет, и это наряду с проблемой проникновения интернета является значимой преградой. "Для отечественного потребителя при выборе продуктов питания очень большое значение имеет внешний вид, обоняние и осязание, а через интернет "пощупать" товар невозможно по определению, - говорит директор по связям с общественностью ГК "Вестер" Римма Ремезова. - Чтобы торговля в Сети развивалась семимильными шагами, покупатель должен проявить очень сильную приверженность к бренду".

Новости за период