Новости отрасли

7 Июня 2008 Foodmarket
Роль упаковки на современном продовольственном рынке

Тому, как упаковка влияет на восприятие товара потребителями, и каковы его требования к упаковке в новых условиях, и посвящена эта статья.
С ростом российского продовольственного рынка на него пришли все мировые лидеры. При этом они рассматривают российский рынок как один из базовых для своего развития. Часто это означает создание специальной методики продвижения компании и ее продукции, включая разработку особенной упаковки.
В настоящее время на полках российских магазинов появляется все больше товаров, упаковку для которых создавали лучшие мировые специалисты. Продвигаться эти товары будут с помощью маркетинговых механизмов - комплексов маркетинговых коммуникаций, созданных на самых высококонкурентных рынках мира. В этих комплексах упаковка выступает одним из каналов развития позиционирования товара. И очень четко согласована с другими каналами продвижения.
Компании, работающие сегодня на рынке питания, стоят перед сложным вопросом: соответствует ли упаковка их товаров изменившимся требованиям потребителей и растущему уровню конкуренции.

Можно выделить несколько основных требований к упаковке, ставших особенно актуальными в последнее время:

• экономия времени
• специальная упаковка для любой ситуации
• удобное потребление в офисе
• здоровье
• расширение линейки
• экономия времени

Современный потребитель все четче понимает ценность собственного времени. Покупателю гораздо проще заплатить за качественный продукт быстрого приготовления в удобной упаковке, чем тратить время на длительное пребывание на кухне.
Прежде всего речь, конечно же, идет о готовых блюдах. Их ассортимент в настоящее время расширяется - от разнообразных нарезок до супов в пакетах, которые нужно просто налить в тарелку и разогреть.
Также расширяется ассортимент, казалось бы, привычных отечественному потребителю полуфабрикатов: производителями пройден длинный путь от простейших котлет до, например, готовых лазаний и блюд китайской кухни. И каждый день появляются все новые и новые наименования. С приходом такой продукции на рынок все более разнообразной становится и ее упаковка. Потребителя прежде всего интересует упаковка, в которой продукты можно готовить.
Особенно интересна эволюция процесса открывания упаковки - сегодня для него все реже и реже требуются специальные приспособления.

Специальная упаковка для разных ситуаций

Современный потребитель хочет получить именно ту упаковку, которая ему необходима в конкретной ситуации потребления. Учитывая многообразие ситуаций потребления, количество возможных форматов упаковки постоянно растет.
В качестве примера возьмем упаковку прохладительных напитков. На этом рынке все начиналось с единственной упаковки - стеклянной бутылки 0,5 литра. Но для индивидуального потребления часто требуется меньший объем, поэтому в настоящее время растет доля продажи напитков в более мелких упаковках. Когда же собирается компания, удобнее взять с собой бутылку большого объема. Люди выезжают на пикник - и появляется Bag-in-Box. Подобные изменения в упаковке затрагивают и другие сегменты продовольственного рынка.

Потребление в офисе

В офисе становится востребованным расфасованный, готовый к употреблению продукт. Речь может идти о супе в удобном стакане или о готовом сэндвиче, который находится в легко вскрываемой индивидуальной упаковке. Главные требования к офисной упаковке можно сформулировать следующим образом: она должна легко открываться, не пачкаться, содержать ровно одну порцию продукта.

Здоровое питание

Разнообразные товары для здоровья: добавки в пищу, заменители сахара, специально витаминизированные товары. Хорошо зарабатывающий человек часто просто не имеет времени заниматься своим здоровьем. В то же время такой потребитель готов доплачивать за упаковку, сохраняющую все полезные свойства продукта.

Расширение ассортимента

Во многих товарных группах происходит резкое расширение ассортимента. Растет доля как дорогих, так и экзотических товаров. Хорошим примером такого видоизменения товарной группы может послужить крепкий алкоголь, или, как говорили еще несколько лет назад, водка и другие напитки. За последние годы резко расширившийся ассортимент экзотических дорогих алкогольных продуктов полностью изменил лицо группы.

Подводя итоги нашего обзора, хочется подчеркнуть, что с ростом продовольственного рынка меняются требования потребителей к упаковке товара. Таким образом, можно прогнозировать, что компании, готовые удовлетворить запросы современных покупателей, получат возможность сделать хороший бизнес на одном из самых быстрорастущих продуктовых рынков в мире - российском. Однако для этого им потребуется также пересмотреть товарный ассортимент и обратить внимание на еще вчера казавшиеся необычными и непривычными товары, упаковку разных форм и размеров, полуфабрикаты и готовые блюда, офисное питание, здоровые продукты.

Новости за период