Новости отрасли

4 Июня 2008Аgroman.ru
Российский рынок продуктов питания

По данным исследования компании Nielsen, предоставленного RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET, в то время как на зрелых, сложившихся продовольственных рынках мира наблюдается замедление динамики развития, Россия уже который год демонстрирует двузначные темпы роста, являясь одним из перспективных рынков, входящих в группу BRIC (Бразилия, Индия, Россия и Китай).
На страны этой группы сегодня делают ставку ключевые игроки глобального рынка потребительских товаров и розничной торговли. Не стал исключением и 2007 год: в этот период оборот розничной торговли продовольственными товарами в России вырос на 13% в стоимостном выражении.
(Здесь и далее - по данным исследования Nielsen (ACNielsen) «Тенденции развития рынка упакованных продуктов питания и напитков в России в 2007 году», которое базируется на данных аудита розничной торговли в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с декабря 2006 года по ноябрь 2007 года. В рамках исследования были проанализированы динамика и тенденции развития шести ключевых сегментов продовольственного рынка: молочные продукты, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, снеки, кулинарные продукты - включая продукты питания, готовые к потреблению, базовые кулинарные продукты и соусы - по категориям, аудируемым Nielsen в России).
Продовольственный рынок является самым крупным сегментом рынка FMCG (товары повседневного спроса) - по данным Nielsen (ACNielsen), на его долю приходится 74% общего денежного товарооборота. При этом он растет быстрее других сегментов и обеспечивает самый большой стоимостной вклад в рост FMCG-рынка.
Итоги развития рынка упакованных продовольственных товаров в 2007 году выявили существенные перемены в структуре потребления. Вместе с ростом продаж удобных и экономящих время товаров, таких как еда быстрого приготовления, в потребительской корзине россиян растет доля продуктов, ассоциирующихся со здоровым образом жизни и правильным питанием.
Несмотря на интерес потребителей к здоровому питанию, самыми высокими темпами здесь росли розничные продажи в категориях, которые удовлетворяют потребность покупателей в удобных и экономящих время товарах.
К таким продуктам относятся смеси для приготовления блюд и еда быстрого приготовления - их продажи выросли соответственно на 29% и 21% в стоимостном выражении. В то же время, в подтверждение «здоровой» тенденции, продажи сухих и растворимых супов снизились, а продажи лапши быстрого приготовления прибавили лишь 5% в денежном выражении. Положительную динамику продаж лапши в 2007 году обеспечили варианты с натуральными ингредиентами, придающими этим продуктам вкус домашней еды.
Результаты исследования российского рынка упакованных продуктов питания и напитков, проведенного в 2007 году, еще раз подтверждают тенденции, выявленные аналогичным исследованием 2006 года. Несомненно, сегодня российский потребитель голосует кошельком за разнообразие и удобство. Эти тенденции проявляются, в частности, в том, что целый ряд категорий рынка продовольствия в России растет за счет новых вкусов и предложений ассортимента.
Также высокую динамику демонстрируют так называемые продукты питания высокой готовности, которые достаточно просто разогреть. Эти тенденции находят свое отражение и в росте продаж однопорционных молочных/йогуртовых напитков. Учитывая все возрастающие темпы городской жизни, удобство потребления останется существенным фактором, который будет привлекать потребителя и влиять на процесс принятия им решений о покупках продуктов питания и напитков.
Однако самой интересной, с точки зрения развития российского рынка продовольствия, является тенденция, которую на зрелых рынках называют wellness. Это многогранное понятие переводится с английского как «хорошее здоровье, являющееся результатом здорового образа жизни и активной жизненной позиции».
Понятие wellness имеет глубокое и объемное значение. Его можно описать как ощущение гармонии, счастья, здоровья и благополучия, которому в русском языке есть хорошее название - благоденствие. Одновременно wellness - это стиль жизни, который можно определить как «непрерывную и сознательную работу индивидуума над совершенствованием тела и духа, направленную на раскрытие собственного потенциала».
Сегодня у стиля жизни wellness появляется все больше адептов не только на зрелых рынках - в странах, население которых стремительно стареет и стремится продлить свою молодость и здоровье, но и на развивающихся рынках, в том числе и в России.
Анализируя результаты исследования российского продовольственного рынка, можно увидеть, что городские жители все чаще сознательно делают выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания и напитков, в том числе и тех, которые помогают решать отдельные функциональные задачи, связанные с поддержанием здоровья.
Говоря о прогнозах развития рынка продовольствия на несколько лет вперед, можно с уверенностью утверждать, что миссия wellness обладает колоссальным потенциалом для развития компаний-производителей, работающих на российском рынке упакованных продуктов питания и напитков.


Новости за период