Новости отрасли

13 Апреля 2009ИА "Финмаркет"
Розничный отбор

Крупнейшие компании продуктовой розницы публикуют отчеты о торговой выручке за первый квартал 2009 года. Несмотря на спад производства, повышение тарифов, снижение платежеспособности населения, выходит, что крупнейшие игроки отрасли чувствуют себя вполне приемлемо. Между тем, страдает наиболее всего мелкая розница. Станет ли следствием кризиса, консолидация ритейлеров, или же просто участников рынка станет меньше, покажет уже второй квартал.
Похожая ситуация с достаточностью нескольких крупных игроков происходит в банковском секторе. По мнению многих аналитиков, уход с рынка порядка сотни банков, не сыграет никакой отрицательной роли. Более того, учитывая общее количество около тысячи кредитных организаций в стране, для населения России хватит примерно 100-200 банков с разветвленной филиальной сетью.
Возможно, тоже можно сказать и о продуктовой рознице. Так, первый квартал этого года X5 Retail Group N.V., крупнейшая в России розничная компания по объемам продаж, завершила ростом выручки. Как говорится в сообщении компании, консолидированная чистая розничная выручка X5 Retail выросла по сравнению с 1-м кварталом 2008 г. на 5% в долларовом выражении до $1,859 млрд (в рублевом выражении - на 46% - до 63,1 млрд руб.).
Продажи сопоставимых магазинов (LFL) всей группы за квартал увеличились на 13% в рублях благодаря росту покупательского трафика на 3% и среднего чека на 10%. Кроме того, в 1-м квартале X5 Retail открыла 43 новых магазина, включая 3 гипермаркета, 38 дискаунтеров и 2 супермаркета. X5 Retail Group N.V. работает под брендами "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель".
Неплохой результат показала и торговая выручка ОАО "Седьмой континент", которая в I квартале 2009 года увеличилась на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составила 11,47 млрд рублей. Динамика выручки в первом квартале текущего года оказалась вдвое ниже темпов роста доходов сети в 2008 году (22,5%). В январе-марте текущего года "Седьмой континент" открыл 1 гипермаркет и закрыл 2 супермаркета "по причине неудовлетворительных финансовых показателей".
По данным на конец марта, "Седьмой континент" управляет сетью из 139 магазинов "Седьмой континент" (супермаркеты), "Наш гипермаркет" и "Простор". С января 2008 года сеть увеличилась на 6 магазинов.
По итогам января-февраля увеличил чистую розничную выручку на 0,68% - до $735,4 млн и ОАО "Магнит", управляющее одноименной сетью дискаунтеров. В рублевом выражении выручка увеличилась на 37,7% - до 24,7 млрд рублей. Кроме того, в феврале было открыто 28 новых магазинов против 15 магазинов в феврале прошлого года.
Между тем, совершенно противоположная ситуация происходит с небольшими сетями розницы. По прогнозам руководителя отдела аналитики агентства InfoLine Михаила Бурмистрова, финансовый кризис существенно замедлит развитие розничного сектора. В результате банкротств, смены формата и продажи в текущем году могут быть закрыты до 15% магазинов в регионах и до 5% - в столичных городах. "Первые ласточки этого процесса уже есть - закрытие сети "Гроссмарт", "Мосмартиков", "Самохвала", банкротство "Незабудки", "Алпи" и других региональных игроков", - отметил он.
Помимо перечисленных сетей уже сейчас значительные долговые сложности испытывает "Мосмарт". Основные акционеры ЗАО "Мосмарт", управляющего одноименной розничной сетью, ведут переговоры со "Сбербанк капиталом" о продаже части своей доли. На данный момент владельцы "Мосмарта" ищут средства для погашения задолженности компании перед поставщиками, которые подали к компании иски почти на 1 млрд рублей.
Другой вопрос, станет ли закрытие многочисленной мелкой розницы преимуществом для покупателя. В итоге выбор достаточно ограничиться. Да и многие эксперты, включая ФАС обвиняют ритейлеров в накрутке цен.
Для того, чтобы разобраться в ситуации информационная группа "Финам" провела конференцию, по итогам которой эксперты отметили, что даже в текущих условиях ритейлеры ориентированы на гибкую ценовую политику.
В частности, аналитик ИК "Проспект" Ольга Самарец рассказала: "Сегодня можно видеть, как даже магазины среднего ценового сегмента устанавливают цены на какие-то отдельные товары на уровне дискаунтеров, если не ниже. Конечно, это не массовые распродажи, а отдельные акции, но тем не менее. Массовое же снижение цен в розничных сетях невозможно хотя бы потому, что и у производителей растет стоимость производства, а, следовательно, отпускная цена".
В целом, от розницы зависит не так много: "Для нормализации ситуации с поставками продовольствия нужны существенные инвестиции в сельское хозяйство и пищевую промышленность, что в свою очередь требует ряда мер, в первую очередь законодательных, со стороны правительства", - отметил генеральный директор исследовательской компании MAR Consult Дмитрий Шиманов.

Новости за период