Новости отрасли

10 Ноября 2008РБК daily
РЖД среагировали на кризис

Компания «Российские железные дороги» (РЖД) вновь отчиталась о снижении грузооборота из-за кризиса: общий показатель сокращения объема перевозок в октябре составил 4,4%. Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение транспортного грузооборота, если только правительство не разморозит ситуацию с банковскими кредитами для производителей-грузоотправителей.

В общих цифрах за период с января по октябрь объем грузовых и пассажирских перевозок РЖД вырос на 1,2%, до 1,13 млрд т, и на 1%, до 1,1 млрд пассажиров соответственно. При этом пассажирские перевозки весь год неуклонно растут: только за октябрь их количество увеличилось на 1,8%, до 13,45 млрд пассажирокилометров. Объем же грузовых перевозок в октябре снизился на 4,4%, до 112,3 млн т. При этом наибольшее сокращение пришлось на такие виды продукции, как кокс, — на 15,3% (по сравнению с октябрем 2007 года), железной руды — на 8,7%, черных металлов — на 21,7%, лома черных металлов — на 46,8%, химических и минеральных удобрений — на 13,9%, цемента — на 26,7%, лесных грузов — на 12,1%. Выросли лишь показатели перевозки строительных грузов — на 0,3% и каменного угля — на 6,8%.

Как рассказали РБК daily в РЖД, компания ожидает дальнейшего снижения грузооборота до конца года, отмечая при этом, что в ноябре еще возможна некоторая положительная динамика по причине высоких складских запасов грузоотправителей, но в декабре ситуация может еще ухудшиться.

К слову, в Globaltrans, «Евросиб» и «Трансгрупп» данные по грузообороту за октябрь еще не подсчитаны, но в компаниях говорят о незначительном снижении перевозки грузов. А в Дальневосточной транспортной группе и вовсе рассчитывают на сохранение объемов грузооборота до конца года, отмечая при этом недостаток подвижного состава. Источник РБК daily на рынке объясняет сложившуюся ситуацию тем, что при снижении производства грузоотправители, выбирая между монополией и частником, отдают предпочтение последнему.

Генеральный директор компании «Грант-Моторс» Павел Михарев добавляет, что необходимость сокращения затрат и пересмотр будущих бюджетов подталкивает производителей обращаться к услугам аутсорсинговых компаний.

Эксперты отмечают, что по итогам года рост грузооборота в России скорее всего окажется на уровне 2007 года. При этом Дмитрий Баранов из ИК «Финам» указывает, что октябрьское снижение грузооборота РЖД отчасти может объясняться сезонным фактором. Он полагает, что в ноябре снижение будет уже меньше, около 2,2%. По итогам года в таком случае РЖД могут недополучить примерно 20 млрд руб. «Допускаю, что монополия выставляет ситуацию с суммой недополученных средств в худшем свете, чем она есть на самом деле», — говорит эксперт.

Руководитель агентства Infranews Алексей Безбородов добавляет, что РЖД вновь поднимут вопрос о повышении тарифов, попросив индексации примерно на 14%. Владимир Рожанковский из инвестиционно-банковской группы CIG отмечает, что помочь поддержанию грузооборота может правительство, разморозив ситуацию с банковскими кредитами производителям. В противном случае четвертый квартал станет провальным для российских транспортников.

Новости за период