Новости отрасли

1 Июля 2009Санкт-Петербургские Ведомости
Сетевик на выдумки хитер

Экономический кризис быстро снизил покупательскую способность населения. Как сообщает «Росстат», за первый квартал 2009 г. только официальный уровень безработицы достиг отметки 10%, а реальная зарплата россиян (с учетом инфляции) в мае сократилась на 3,3% по сравнению с маем прошлого года. За первые пять месяцев россияне стали получать на 2% меньше, чем за аналогичный период 2008-го

Что примечательно, в дальнейшем большинство граждан России ожидают ухудшения собственного финансового положения. Об этом свидетельствует индекс покупательской уверенности. В первом квартале текущего года он сократился на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На таком низком уровне потребительские настроения находились в 1999 году. Впервые за десятилетие на 3% упало потребление непродовольственных товаров, и около 40% россиян (по данным опроса «Ромир») уже готовы экономить на питании, переходя на более дешевые продукты.

Вслед за ухудшением положения потребителей падает и оборот розничной торговли, именуемой нынче по-английски словом «ритейл». В мае 2009 г. оборот этот сократился на 5,6% по сравнению с маем 2008 г. и составил 1,16 трлн руб., сообщает «Росстат». Стоит отметить, что начиная с конца января текущего года темпы сокращения оборота только растут: в феврале показатели были на 1,4% ниже прошлогодних, в марте – на 3% и в апреле – на 4,5%. Напомним, что в 2008 г. вплоть до декабря рынок показывал положительную динамику в пределах 10 – 18% в месяц. Аналитики полагают, что розничный кризис достигнет дна как раз этим летом.

Чтобы выжить в подобных условиях, компаниям розничной торговли (ритейлерам) приходится сокращать издержки и прибыль и вообще пересматривать взгляды на бизнес. О судьбе торговых сетей шла речь на недавней пресс-конференции в Агентстве бизнес новостей.

Крупнейший в России сетевик X5 Retail Group объявил о сдерживании роста цен в своих магазинах («Пятерочка», «Перекресток» и пр.) за счет снижения арендных расходов, сокращения транспортно-складских издержек и урезания ассортимента в пользу наиболее востребованных товаров. Сейчас крупный ритейлер возлагает надежды на дешевый сегмент продовольственного рынка, так как «влияние кризиса на продуктовую розницу ограничено – люди все равно должны что-то есть».

Еще одна антикризисная мера, придуманная сетевиками, – собственные линейки товаров с маркой магазина. Лишенная «рекламной нагрузки», такая продукция обойдется покупателю дешевле на 10 – 20%. Также в этом случае выигрывает и производитель, который получает надежный гарантированный сбыт. Ну а сами сетевики видят в «товарах собственного изготовления» перспективу снижения цен без потерь для своей прибыли. Развивать линейку собственных продуктов ритейлеры собираются в недорогих магазинах. Действительно, реалии общества потребления таковы, что в дорогие магазины люди часто ходят не за едой, а за товарами определенной марки.

Среди последних тенденций в розничной сфере обозначился рост хищений из магазинов: каждый месяц служба безопасности X5 Retail Group ловит в своих торговых точках около 140 тыс. человек, пытавшихся украсть что-либо. Любопытно, что больше половины случаев приходится на служащих магазина, а не на покупателей. Люди, работающие в гипермаркетах, уверяют, что воруют практически все служащие и делают это в первую очередь из-за сокращения зарплат.

Топ-менеджмент крупных торговых сетей считает, что система наказаний за кражу в магазинах несовершенна. Сейчас по суду даже за буханку хлеба могут приговорить к нескольким годам тюрьмы. Ритейлеры считают, что «для разгрузки тюрем и судов» стоит подумать о введении системы «штрафов на месте». В чью пользу должен взиматься штраф, они не уточнили.

Много споров в последнее время идет вокруг системы входных бонусов для поставщиков. Федеральная антимонопольная служба провела исследования и заявила, что поставщики вынуждены платить сетям от 5 до 40% от стоимости товара. В последнее время несколько крупных сетей объявили, что отменяют «входную плату» и «наценку за полку» для сельхозпроизводителей и поставщиков «нефирменного» товара.

Полностью отказаться от бонусов невозможно, считают сетевики, иначе за счет сократившихся доходов сетей придется повышать цены. Рентабельность же в сфере розничной торговли, по мнению руководителей супер- и гипермаркетов, невелика: по их словам, чистая прибыль составляет не более 1 – 2%. А привлекательность этой сферы бизнеса обеспечена большой его емкостью, сопоставимой разве что с объемом нефтегазового сектора экономики.

Хотя тысячи представителей малого бизнеса уже пострадали от крупных «коллег», сетевики утверждают, что никакого засилья гипермаркетов в России нет. В Европе доля крупных сетевиков составляет более 65%. В России же в прошлом году объем розничного рынка составил 557,4 млрд
долларов, из которых только 29 млрд (5,2%) пришлось на пять крупнейших ритейлеров. Стоит при этом учесть, что это усредненный показатель по всей стране, в мегаполисах он существенно выше (например, в Петербурге доля сетевой торговли приблизилась к 80% рынка). Однако крупные ритейлеры продолжают заявлять, что монополизация рознице не грозит.

Вот и народные избранники тоже узрели угрозу в сетевой торговле. По коридорам Госдумы ходит законопроект, который дол-жен серьезно пошатнуть положение крупных игроков торгового бизнеса. В проекте значится, что если «гиганты» занимают в населенном пункте более половины всех торговых площадей, то все гипермаркеты должны закрываться на ночь и выходные. А владельцев торговых центров обяжут предоставлять маленьким магазинам не менее 40% торговых площадей – так депутаты планируют поддерживать малый бизнес. Ряд аналитиков прогнозируют, что если закон вступит в силу в таком виде, то сферу ритейла ждут серьезные преобразования – крупные сети отдадут немалую долю рынка мелким фирмам.

Есть и скептические мнения. Некоторые эксперты считают, что для содействия маленьким магазинам нужно в первую очередь снижать налоговую базу, а не закрывать супермаркеты по выходным. Именно большие государственные поборы и административные барьеры (вкупе с «коррупционной составляющей») не позволяют «малым торговцам» выжить в пучине нашего рынка. У сетей возможностей договориться с чиновниками, конечно же, больше.

Однако рост цен и безработицы, а также меры государственного регулирования уже поставили на грань банкротства десятки торговых сетей России. Эксперты утверждают, что сейчас в опасном положении находятся около 50 сетевиков. Значительный интерес к бедствующим российским ритейлерам стали проявлять их западные коллеги: Carrefour, Hyperglobus, Selgros... Но наиболее сенсационным стало недавнее заявление крупнейшей в мире сетевой торговой фирмы Wal-Mart приобрести активы в нашей стране. Пока все ограничивается намерениями, но с некоторыми отечественными компаниями переговоры уже ведутся.

Новости за период