Новости отрасли

12 Июля 2010Retailer magazine
Топ-50 росийских розничных сетей 2009

Традиционный ежегодный рейтинг Rm, изучив который, вы сможете узнать, как повлиял кризис на отечественный ритейл, кто показал самые впечатляющие обороты с квадратного метра и на кого из лидеров стоит ориентироваться в будущем. Рейтинг подготовлен агентством INFOLine по заказу ИД Retailer при поддержке компании Microsoft.

Емкость рынка розничной торговли продовольственными товарами в 2009 г. выросла в рублевом выражении на 13%, в долларовом – вследствие колебаний курса – снизилась на 11%. Доля крупнейших продовольственных сетей, входящих в рейтинг топ50, подготовленный ИА INFOLine, в обороте розничной торговли продовольственными товарами в 2009 г. составила 15,8%, практически не увеличившись по сравнению с 2008м. По мнению аналитиков агентства INFOLine, отсутствие динамики в этом сегменте в 2009 г. обусловлено, во-первых, ротацией компаний – одни лидеры рынка (такие, как «Мосмарт», «Энка ТЦ», «Алпи» и др.) покинули рейтинг топ-50, тогда как другие («ТД Интерторг» (сети «СемьЯ», «Идея»), «Гиперглобус») были в него включены. Во-вторых, ряд компаний существенно снизили выручку. Так, четыре ритейлера с наибольшими темпами падения оборотов: ФС «Вестер», «Фирма «Омега-97» (сеть «Патэрсон»), «Новые торговые системы», ГК «Холидей» – суммарно уменьшили выручку более чем на 25%.

Цифры
12,8% составила доля продуктовых сетей, входящих в топ-50 ритейлеров России, в совокупном обороте розничной торговли продовольственными товарами. 21 из 29 крупнейших продуктовых ритейлеров в 2008 г. снизили объем выручки в долларовом выражении, у 7 крупнейших продуктовых ритейлеров упал объем выручки в рублях. $19,4 тыс./год выручка сети «Азбука вкуса» с 1 кв. м в 2009 г. Темпы роста выручки в руб.

2009 г. оказался сложным для российских ритейлеров: большинство сетей сократили выручку даже в рублевом выражении и только некоторые показали рост. Наибольший рост выручки среди крупных ритейлеров в 2009 г. показали «Гиперглобус», «ТД Интерторг» (сети «СемьЯ», «Идея»), «Новый Импульс-50» (сеть «Утконос») и, конечно же, X5 Retail Group N.V. и «Магнит», которые увеличили выручку в рублях на 25% и 28% соответственно. Темпы роста в дол.

Однако были в прошлом году и приятные сюрпризы. Например, компания «Городской супермаркет» (развивает сеть «Азбука вкуса») показала впечатляющую выручку с квадратного метра ($19,4 тыс./год), обойдя по этому показателю даже Auchan ($14,5 тыс./год). Выручка с 1 кв.м.

Ключевым событием 2009 г. для FMCG-ритейла стало принятие федерального закона «О торговле», который существенно изменил отношения ритейлеров и поставщиков, установил порог доминирования розничных сетей на региональных рынках, а также определил полномочия органов власти в области регулирования торговли. Другим значимым событием для рынка стало подписание в декабре 2009 г. постановления правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», которое вступило в силу 15 февраля 2010 г. Данным постановлением некоторые виды продукции были переведены из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, в перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию соответствия. Официальной причиной к принятию этих мер послужили действовавшие избыточные процедуры проверки качества многих видов продукции. Впрочем, ни ритейлеры, ни потребители особых перемен в правилах игры на рынке пока не видят.


Новости за период