Новости отрасли

12 Ноября 2008Деловой Петербург
Торговые сети начали с поставщиками войну

У торговых сетей и поставщиков начался период перезаключения договоров о поставках на 2009 год. Участники рынка ожидают, что переговоры будут жесткими, и уже назвали их войной нервов.
Четвертый квартал - традиционный период перезаключения договоров между поставщиками и ретейлерами. Но в этом году в условиях проблем с ликвидностью переговоры обещают быть особенно жесткими.

Переговорный процесс только начинается, но уже видно, что это будет война нервов, говорит директор по корпоративным коммуникациям компании "Юнимилк" Павел Исаев.



Основной предмет спора - время отсрочки платежа за товар. Сети, имеющие высокую долговую нагрузку, не могут получить кредиты на приемлемых условиях в банках, поэтому деньги поставщиков являются для них своего рода кредитом, причем бесплатным.

Аналитики отмечают, что сети будут наиболее сговорчивы с компаниями, поставляющими продукты "базовой корзины" (хлеб, молоко и др.) "Без этих товаров сеть не сможет работать", - говорит аналитик банка "КИТ Финанс" Наталья Колупаева. По ее мнению, с производителями товаров премиального сегмента и товаров с длительной оборачиваемостью (алкоголь, конфеты) сети церемониться не будут, тем более что по этим товарам ожидается падение спроса.

Президент холдинговой компании "Невские сыры" Альберт Суфияров сообщил, что он еще не заключил договор на 2009 год, но уже сейчас пытается сократить время отсрочки платежа с трех недель до одной.

"И до кризиса сети допускали просрочки, но теперь они чрезмерно затягивают с оплатой", - говорит руководитель Русской рыбной компании Марина Мигулина.

Генеральный директор холдинга "Петрохлеб" Валентин Иванов отмечает, что в этом году отсрочка по хлебу составляет 30 дней, на хлебобулочные изделия - 45-60 дней и сократить ее не удается. Поставщики не готовы поставлять продукцию с еще большей отсрочкой. Им тоже нужны деньги для развития.

По словам поставщиков, среди food-ритейлеров в Петербурге наиболее дисциплинированными по оплате товара называют "О’Кей", "Дикси" и "Полушку", все остальные задерживают оплату товара в среднем на 20 дней. Так, уже более 10 компаний подали иски на "Ленту" из-за нарушения графика оплаты.

Сами сети неохотно говорят о процессе перезаключения договоров на 2009 год. В "О’Кее" и Х5 Retail Group от комментариев отказались. Директор департамента маркетинга группе компаний "Дикси" Евгений Колывагин заверил, что ничего принципиально нового в договоре на 2009 год не будет. Олег Гончаров, директор департамента сети "Магнит" по работе с инвесторами, уверяет, что кризис не затронул сеть, а значит, ужесточения работы с поставщиками не предвидится.

Новости за период