Новости отрасли

31 Октября 2008КоммерсантЪ
Торговые сети зажали деньги// Производители готовятся к повышению цен

Крупные торговые сети временно перестали платить поставщикам за реализованную продукцию. В ряде случаев просрочка платежей достигает трех месяцев. По мнению участников рынка, не исключено, что, если ситуация не нормализуется в ближайшие два месяца, с нового года многие производители откажутся от продления договоров с крупными ритейлерами и увеличат отпускные цены.
Как рассказала Ъ генеральный директор петербургского мясоперерабатывающего предприятия "Диетпродукт" Ирина Кравцова, поставки продукции в торговые сети для компании в последние месяцы стали убыточны. По ее словам, просроченная задержка оплаты сети "Находка" составляет около двух месяцев. За это время компания задолжала "Диетпродукту" 1,5 млн рублей, из которых 500 тыс. рублей так и остались непогашенными. Неплатежи "Перекрестка", говорит госпожа Кравцова, начались с начала сентября, и в настоящий момент долг компании составляет 1,3 млн рублей. "Карусель" до конца не расплачивается с "Диетпродуктом" с конца августа, и сумма просроченных платежей на текущий момент составляет 167 тыс. рублей. "'Лента' не платит нам около 20 дней, это не считая оговоренной рассрочки в 45 дней. Мы уже рассматриваем вопрос об уходе из этой сети", -- говорит госпожа Кравцова. По ее словам, из сетей, работающих с "Диетпродуктом", исправно оплачивает счета только "Дикси", для которого компания производит продукцию под частной маркой. "Но с ними невозможно договориться о повышении цен. Мы работаем при рентабельности -17 процентов", -- добавила госпожа Кравцова.
Проблемы с получением денег от крупных ритейлеров есть и у других поставщиков. По словам коммерческого директора молокозавода "Пискаревский" Георгия Житмарева, "проблемы с оплатой от 'Ленты' были, но об этом мы были заранее предупреждены, и сейчас отношения находятся в рамках достигнутых договоренностей". "У нас были большие проблемы с 'Лентой', задержки в 2-3 недели, мы уже начали привлекать юристов, но, к счастью, сейчас этот вопрос решен", -- рассказал генеральный директор компании "Сварог" Александр Слугин (компания импортирует вина). "Сейчас все еще действуют старые контракты, с нового года очень многие компании откажутся от их пролонгирования. Уже сейчас видно, как сократилась матрица у сети 'О'кей'. В Ашане вообще зияют дыры, поскольку им нельзя растягивать один и тот же товар на всю полку. Производители, имеющие наиболее ликвидный товар, могут менять его на деньги сразу", -- считает господин Слугин.
В самих сетях к проблемам поставщиков относятся с пониманием, но о своих долгах перед ними предпочитают не говорить. "В текущей ситуации многие поставщики остались без привычных возможностей финансирования, а также финансовых услуг, таких, как факторинг. Поэтому некоторые производители уделяют повышенное внимание финансовым взаимоотношениям с розничными сетями. Все участники рынка, и мы в том числе, заинтересованы в том, чтобы финансовые обязательства соблюдались и система работала так же четко, как раньше", -- ответила Ъ пресс-секретарь компании "Лента" Светлана Немиро на вопрос о том, имеется ли у компании просроченная задолженность перед поставщиками. Представитель "Седьмого континента" Влада Баранова сообщила, что "данные о задолженности компании являются коммерческой информацией, которая не раскрывается", однако "оплата поставок контрагентам сейчас является одной и основных задач компании".
Эксперты рынка говорят о том, что поставщикам в конечном итоге уходить некуда и придется смириться с финансовой неаккуратностью крупных ритейлеров. "С одной стороны, отказывающиеся поставлять товары производители рискуют столкнуться с выплатой высоких неустоек и лишиться возможности вновь войти в сеть. С другой -- хороший юрист докажет, что сеть первой не выполнила своих обязательств. Сети никуда не денутся, людям нужны продукты. Но они показали свою неустойчивость, это будет хорошим уроком для рынка", -- считает исполнительный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. По прогнозам директора по маркетингу компании "Морозко" Дмитрия Шилова, помимо поредевших полок в новом году покупатель столкнется и со значительным повышением цен. "Отношения со всеми сетями перешли на форму отложенных платежей, и пока производитель терпит убытки. Но очень скоро производители начнут закладывать свои потери в стоимость товаров", -- считает господин Шилов.

Новости за период