Новости отрасли

24 Декабря 2009журнал Деньги
Цены-2010

2009 год приятно удивил россиян: инфляция по итогам 11 месяцев составила только 8,4% против 12,5% в прошлом году. В 2010 году правительство прогнозирует дальнейшее снижение инфляции. Вместе с тем, как выяснили корреспонденты "Денег", существует большая группа товаров и услуг первой необходимости, которые удивят потребителей крайне неприятно: рост цен на них, если верить участникам рынка, будет в разы больше "среднерыночных" показателей, ожидаемых правительством.

Пищевые ценники
"Повышения цен на продукты питания мы не прогнозируем",— заявила в начале декабря министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Скорее всего, министр лукавит: так или иначе, незначительного роста цен на продовольственные товары нам не избежать, по крайней мере на уровне инфляции, хотя и не выше, говорят эксперты и участники рынка. По словам директора департамента оценки аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем" Максима Тищенко, кроме инфляции, уровень которой, по оценкам Минэкономразвития, ожидается меньше, чем ранее заявленные 9-10%, на цены будут влиять и другие факторы. "Многие производители уже находятся за гранью банкротства и освободили рынок для конкурентов,— полагает Тищенко.— Конкуренты, имея в наличии достаточно монополизированный рынок, будут стараться возместить финансовые потери за счет потребителей".

По данным Российского зернового союза (РЗС), объективных экономических причин для роста цен на хлеб нет. Цены на зерно и муку продолжают снижаться благодаря хорошему урожаю. "Но зерновой фактор в ценообразовании составляет лишь 20-25%, основная составляющая — маржа торгового оборота,— рассуждает вице-президент РЗС Александр Корбут.— Цена формируется за пределами мукомольного предприятия и даже за пределами хлебозавода — транспортные издержки, маржа торговли и проч.". По его словам, обычно потребительские цены на хлеб следуют за инфляцией, и если хлеб подорожает, то рост будет на ее уровне.

Повышение цен на молоко и молочную продукцию, скорее всего, будет совсем незначительным, в пределах десятых долей процента, прогнозируют в Молочном союзе России: "Выше, чем в этом году, они вряд ли поднимутся". Как рассказал директор по корпоративным коммуникациям компании "Юнимилк" Павел Исаев, у нас стоимость молочных продуктов привязана к сезонным ценовым колебаниям на сырьевом рынке, вызванным динамикой объема производства молока. "Весной и летом, в сезон "большого молока", дешевеет сырье и, соответственно, молочные продукты,— продолжает он.— Осенью и зимой, в пору дефицита сырого молока, и то и другое дорожает".

Мировой рынок молочных продуктов, упавший в 2009 году, начинает постепенно восстанавливаться, а значит, рост цен неизбежен, считают эксперты.

По мнению аналитиков, ничего экстраординарного не случится в будущем году и с ценами на мясо. Как утверждает глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, независимо от динамики цен на внешних рынках (а их роль при формировании цены в России по-прежнему велика) или внутри страны в оптовом звене цены в рознице будут расти вровень с инфляцией. Снижение объемов мировой торговли и избыток предложения в ряде ключевых стран пока сдерживают рост цен.

"Предпосылок для заметного роста цен на свинину и мясо птицы нет, поскольку продолжается активное развитие отечественного производства,— говорит Юшин.— Умеренное ограничение импорта через квоты не должно привести к дефициту этих видов мяса. В 2010 году конкуренция между российскими производителями усилится, что также будет сдерживать желание и возможности поднять цены". Однако рост цены производителей вместе с инфляцией не означает, что потребитель застрахован от ценовых скачков в розничной торговле, заключает гендиректор Останкинского мясокомбината Михаил Попов.

Чай и кофе останутся в целом при своих. Заметного увеличения цены на чай эксперты не ожидают, хотя, конечно, природа может вмешаться — тут не угадаешь. По наблюдениям гендиректора Российской ассоциации производителей чая и кофе "Росчайкофе" Рамаза Чантурия, некоторого роста следует ожидать в кофейном сегменте продовольственной корзины. "В мире сейчас серьезное снижение производства так называемой мытой арабики — кофейного сырья, используемого в качественных сортах готового кофе,— объясняет Чантурия.— Поэтому возможен рост цены на кофе среднего и высокого ценового сегментов примерно на 10%. В продукции экономсегмента (растворимый кофе, который пьет 80% населения России) потребитель вряд ли заметит какие-нибудь серьезные колебания".

Фрукты и овощи в 2010 году для потребителя в основном останутся на том же ценовом уровне, что и в году уходящем. Но поскольку фрукты — это главным образом импорт, многое будет зависеть от соотношения курсов валют и соответствия объемов поставок существующему спросу. "Традиционно после февраля идет сезонное подорожание на несколько процентов, потому что в России мало складских помещений, позволяющих эффективно хранить овощи",— рассуждает главный редактор информагентства FruitNews Михаил Мищенко. Некоторые фрукты или овощи должны подорожать, но ниже уровня инфляции, потому что в таком случае поставщики будут сокращать свою маржу, иначе есть риск, что фрукты и овощи просто перестанут покупать, говорит Мищенко.

По данным Bloomberg, проводившего опрос импортеров, экспортеров и аналитиков рынка продовольствия, послекризисное восстановление увеличит спрос на продовольствие и затраты операторов этого сектора, поэтому можно ожидать роста цен на мировых рынках.

статья полностью

Новости за период