Новости отрасли

3 Июля 2009Комментарии.ru
В высоких ценах в торговых сетях виноваты посредники?

Федеральная антимонопольная служба приступила к расследованию формирования розничных цен на на отдельные группы товаров, реализуемых в торговых сетях. Как сообщил газете «Известия» замглавы ФАС Андрей Кашеваров, проверка участников начнется уже с этого месяца. Формальным поводом для начала расследования стало обращение в ФАС производителя соусов с жалобой на то, что он не может договориться с сетями о реализации своей продукции. В одной из ТС ему заявили, что на полках магазина свободных мест нет, но можно обратиться за помощью к дистрибутору, который оценил свои услуги в 45% от отпускной цены. По словам г-на Кашеварова, на пути доставки товаров от производителя к потребителю стоит множество посредников, каждый из которых накручивает свой процент, в чем он усмотрел «признаки сговора». Следует отметить, что это не первая проверка, проводимая ФАС в отношении крупных ритейлеров. В марте этого года антимонопольная служба уже интересовалась практикой осуществления расчетов торговых сетей с поставщиками.

По мнению наблюдателей, сигналом к действиям ФАС стало заявление премьера Владимира Путина, который удивлялся высоким ценам на продукты питания и запредельным торговым наценкам, посетив один из столичных супермаркетов. Глава правительства заявил, что в процессе ценообразования так или иначе должен присутствовать контроль со стороны государства, пишут «Ведомости».

Интересен в этой связи законопроект «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», внесенный на рассмотрение в Госдуму РФ, в котором предлагается обязать изготовителей и импортеров определенного перечня ТНП указывать отпускную цену на продукт (товар) на дату изготовления и отгрузки, а также указывать номер товарной партии. Авторы проекта уверены, что такие меры позволят покупателю самостоятельно оценить степень удорожания продуктов на пути от изготовителя в розничную торговлю, и на основе этой информации принимать решение о совершении покупки, а введение такой практики будет способствовать прозрачности ценовой политики и естественному установлению реальной конкуренции между торговыми предприятиями в части установления торговой наценки, пишут Ведомости.

КОММЕНТАРИИ:
Оксана Токарева руководитель отдела правительственных и внешних связей Метро кэш энд керри
Каких результатов, на Ваш взгляд, можно ожидать от очередного расследования Федеральной антимонопольной службы?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что большинство торговых сетей на российском рынке дорожат своей репутацией, заработанной тщательной работой по выстраиванию наилучших отношений со своими поставщиками и клиентами. Если ФАС и выявит нарушения в части формирования розничных цен, то не думаю, что они могут носить массовый характер.

Что касается отсутствия свободных мест для отдельных групп товаров на полках торговых сетей, то данный вопрос действительно имеет место. Ассортимент торговых центров различных форматов ограничен количеством товарных позиций, как в целом, так и по отдельным категориям товаров – задачей сетей является не максимальная представленность товаров в каждой категории, а наилучшее предложение на рынке как с точки зрения бренда, так и с точки зрения цены.

Как Вы прокомментируете заявление В. Путина, о том, что в процессе ценообразования должен присутствовать контроль со стороны государства? Каким образом возможно осуществление такого контроля? Каковы перспективы реализации подобной инициативы? Не будет ли контроль со стороны государства нарушать принципы свободного рынка?

В условиях сложившейся финансово-экономической обстановки государственный контроль является важным фактором поддержания социально-экономической стабильности и обеспечения населения товарами первостепенной важности по доступным ценам. Торговые сети прекрасно понимают это и стараются поддерживать минимальные наценки на социально значимые товары. Государство вполне может выступить в качестве контролера той части деятельности торговых сетей, которая относится к продаже товаров первостепенной важности, эффективно реализуя свою социальную функцию. Однако, сфера контроля должна быть максимально четко определена и должен быть соблюден баланс с рыночными условиями ведения бизнеса.

Как Вы оцениваете предложение обязать изготовителей и импортеров ТНП указывать на упаковке отпускную цену товара? Может ли подобная мера принести положительные результаты в отношении формирования цены на ТНП?

С одной стороны это инициатива понятна - таким образом, покупатель сможет узнать, сколько стоят услуги продавца и попытаться выяснить не переоценены ли они. Но ведение торговли современных форматов – это сложный и комплексный подход и нельзя оценивать экономические показатели индустрии исключительно основываясь на величине наценки. Ведь торговые сети современных форматов инвестируют гигантские средства в работу системы контроля качества, в развитие собственной логистики, в социально значимые проекты и т.д. Покупатель не знает этого, он видит только цену на полке и оценивает деятельность торговой сети без учета всех экономических факторов ее деятельности. Такая мера может привести к несправедливой оценке деятельности торговой сети.

Кроме того, разработчиками данной инициативы, наверное, предполагается, что отпускная цена для тех, кто закупает у производителя товары партиями в десятки тысяч штук и тех, кто покупает их сотнями, должна быть единой. Однако, в действительности это не так: производитель заинтересован в больших объемах продаж, благодаря которым он может расширять свое производство, улучшать его эффективность, а также планировать свое развитие на годы вперед, поэтому он и предлагает скидку тем, кто готов покупать больше. Поэтому указанная отпускная цена будет вводить покупателя в заблуждение, так как часть торговых предприятий будет покупать товары производителя со скидкой, а часть по заявленной на упаковке цене.

В чем Вы видите причины завышенных торговых наценок в торговых сетях? Можно ли, на Ваш взгляд, в данном случае говорить о сговоре?

Едва ли здесь можно говорить о сговоре, если не считать им тот факт, что участники рынка ведут регулярный мониторинг цен конкурентов и, в зависимости от его данных, снижают цены до уровня других участников рынка или предлагают товар по более выгодной цене. На наценки влияют не чрезмерные аппетиты сетей, а те расходы, которые они несут, занимаясь реализацией товаров поставщиков и производителей. Торговые сети инвестируют средства в аренду или покупку торговых площадей, современное оборудование, логистику, маркетинг и они должны компенсировать эти расходы, не забывая при этом, что если их расходы будут слишком раздуты, то они не увидят ни поставщиков, ни покупателей.

Новости за период