Новости отрасли

20 Мая 2009Эксперт Северо-Запад №19
Все в privat

Кризис меняет потребительские привычки и вынуждает экономить на питании. Ключевой тенденцией рынка продуктового ритейла становится смещение спроса в эконом-сегмент под влиянием общего сокращения доходов и повышения цен на импорт. О переходе на приобретение более дешевых продуктов еще в январе 2009 года сообщили 70% опрошенных россиян, о чем свидетельствуют результаты исследования социологов «Левада-Центра» в 46 регионах РФ. Очевидно, что к маю этот процент еще более увеличился. В провинции и вовсе становятся популярны продуктовые наборы 1990−х годов – килька, картофель и развесные макароны. А несколько торговых сетей уже заявили о пересмотре своей региональной стратегии и приостановке всех проектов развития.

Изменение потребительских привычек сказывается на стратегиях производителей и розничных операторов. Прежде всего корректировке подвергаются выбор форматов работы и ассортимент. Если в докризисный период и производители, и ритейлеры стремились к повышению доли высокомаржинальной продукции класса «премиум», то теперь на первый план выходит низкоценовой сегмент. «Какие-то позиции заменяются более дешевыми (преимущественно отечественными) аналогами, другие и вовсе исчезают с полок, приводя к общему сужению ассортимента», – описывает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Екатерина Лощакова. Опережающими темпами, в противоположность супермаркетам, растут дискаунтеры и гипермаркеты.

Еще один важный тренд – обострение сложностей во взаимоотношениях ритейлеров и поставщиков: отсрочки платежей за поставленную продукцию продолжают расти одновременно с увеличением требований сетей по платежам и условиям поставок. Сети стремятся всеми силами сохранить запланированный уровень маржи, а поставщики не могут отказаться от взаимодействия с основным каналом сбыта. «Сегодня звенья одной цепи вынуждены искать оптимальные формы сотрудничества, которые будут учитывать интересы всех сторон, – отмечает заместитель генерального директора по связям с общественностью компании „Дека“ (производитель кваса, Великий Новгород) Христина Вокуева. – И одной из таких форм становится производство товаров под частными торговыми марками сетей (ЧТМ)».

Ритейлеры и прежде использовали этот прием, размещая на производственных площадках заказы по изготовлению продовольственных товаров под собственным именем. Эти продукты изначально продавались по более низкой цене, чем аналоги под известными брендами. Особым спросом они не пользовались, став скорее имиджевым проектом для каждого из известных ритейлеров. «Цена низкая, потому как качество продукта тоже не на высоте», – одно из наиболее популярных мнений. В условиях, когда клиенты смещаются в эконом-сегмент, перебираясь из крупных супермаркетов в небольшие «магазины у дома», рост ассортимента private label позволил бы супермаркетам удержать у своих полок активного покупателя. Естественно, улучшив качество продаваемой под собственным брендом продукции и не допустив увеличения цен.

Новости за период