Новости отрасли

18 Мая 2009BFM.ru
Wal-Mart вновь собралась в Россию

Крупнейшая ритейлерская сеть мира Wal-Mart предпримет третью попытку войти в Россию. На этот раз он, скорее всего, предпочтет купить российского игрока на этом рынке — опрошенные BFM.ru эксперты называют сети «Лента» и «Магнит».

«Wal-Mart хочет воспользоваться фрагментированностью российского рынка для активного продвижения», — заявил в интервью агентству Bloomberg исполнительный президент компании Чарльз Холи.

Холи отказался поделиться конкретными планами относительно завоевания рынка и не прокомментировал слухи о возможном приобретении Wal-Mart доли в петербургской сети супермаркетов «Лента».

Опрошенные BFM.ru российские эксперты говорят об агрессивной манере вхождения Wal-Mart на новые рынки. Среди возможных объектов покупки называют российские торговые сети «Лента», «О'кей», «Вестер» и «Магнит».

Сами представители Wal-Mart, комментируя в западных СМИ ситуацию на российском рынке, заявляли, что «Магнит» был бы наиболее интересным объектом для покупки, так как он является одним из крупнейших продовольственных ритейлеров с очень развитой региональной сетью. Wal-Mart скорее всего, не остановится на Москве и области, а отправится покорять и российские регионы.

Аналитик UBS Нил Керри (Neil Currie) написал в аналитическом отчете, что Wal-Mart прежде всего может интересовать узнаваемость бренда «Ленты» и лояльность клиентов. «Приобретение контрольного пакета соответствовало бы реализуемой в последние годы Wal-Mart стратегии — инвестировать в зарубежные розничные компании вместо того, чтобы начинать бизнес с нуля», — добавил Керри.

Wal-Mart основан в 1962 году. Это крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит свыше 7,9 тысячи магазинов в 15 странах, торгующие продовольственными и промышленными товарами. Общий штат компании превышает 2,1 млн человек. Чистая прибыль Wal-Mart в I квартале 2009 года не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 3,022 млрд долларов. В 2008 году Wal-Mart вступил в российскую Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ). По информации BFM.ru, в российский офис Wal-Mart уже набрано около 70 человек.

Wal-Mart пытался прийти в Россию в 1998-м и в 2003-м годах. Тогда, по слухам, Wal-Mart напугали дороги: у компании есть жесткие требования к логистике, и они переживали, что их объемы и масштабы споткнутся в ямах ТТК или увязнут в пробках. На самом деле аналитики предполагают, что один из основных критериев, по которому Wal-Mart оценивает развивающиеся рынки — это политические риски, и в оба периода, и в 1998-м, и в 2003 годах, риски политического характера в нашей стране оценивались как очень высокие.

Магазины сети Wal-Mart в США считаются самыми дешевыми дискаунтерами. В Америке шутят, что там, куда пришел магазин Wal-Mart, весь ритейл умирает в радиусе 20 километров.

Руководитель отдела исследований компании «Магазин Магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Евгений Ковров в интервью BFM.ru говорит, что время для выхода на российский рынок компания выбрала удачно: «2009 год проходит под знаменем сделок по слияниям и поглощения. Уже в I квартале мы отмечали, что в мире таких сделок было заключено больше, чем за весь 2008 год. Кроме того, кризис существенно понизил стоимость компаний, акции которых открыто торговались. Таким образом, крупнейшие российские продовольственные сети стали гораздо более лакомым объектом для покупки, чем они были до кризиса».

Эксперт подчеркивает, что Wal-Mart за последние два-три квартала демонстрировал положительную динамику экономических показателей, аккумулируя новые свободные финансовые средства, которые он мог бы инвестировать. «Wal-Mart представлен в 14 странах, и во всех этих странах стратегия и экспансия компании была одинаковая: компания выходила на рынок через покупку крупного местного игрока», — констатирует Ковров.

Наталья Загвоздина, аналитик «Ренессанс Капитал», говорит BFM.ru, что в этот раз Wal-Mart наверняка реализует свое стремление выйти на российский рынок. «Время выбрано не случайно, наверняка в компании анализируют показатели «Магнита» и X5, которые показывают хорошую прибыль. И Wal-Mart привлекает возможность выхода на развивающийся рынок». Эксперт полагает, что компания будет приобретать существующие сети в формате гипермаркетов, но в течение первых 3-5 лет никакой угрозы для российских ритейлеров мощный конкурент представлять не будет. «В России сегодня присутствуют те западные сети, которые этого хотели — «Ашан», «Метро», сейчас приходит «Карфур». Конечно, Wal-Mart привнесет на рынок новые технологии в плане логистики, в плане ассортимента. Но для того, чтобы представлять какую-то угрозу для местных игроков, компании придется активно развиваться на российском рынке в течение 5-7 лет», — поясняет Загвоздина.

Евгений Ковров также полагает, что пока существенной угрозы бизнесу российских ритейлеров Wal-Mart не представляет. «С одной стороны, Wal-Mart выходит на новые рынки очень агрессивно, действует под своим лозунгом «Всегда низкие цены». Но с другой стороны, при выходе на два очень крупных рынка — южно-корейский и немецкий — он понес колоссальные убытки, и в итоге ушел. В Германии было открыто около 100 магазинов сети, все они в конечном итоге проданы Metro Group. С одной стороны, причинами этого неуспеха было то, что компания не смогла приспособиться к местной специфике. С другой стороны, сыграла роль насыщенность местного рынка дискаунтерами. В Германии компания столкнулась с жесткой конкуренцией местных сетей Aldi и Lidl, которые, кроме того, имели сформированный пул постоянных покупателей», — отмечает он.

Новости за период