Новости отрасли

17 Июля 2008Webagro
Зерновая дипломатия

Экспансия за рубеж создает хорошие предпосылки для удорожания бумаг компании, однако можно переоценить значение этого движения, не зная всех его нюансов. Кроме того, инвестору надо быть дальновидным, поскольку государство, признав высокодоходную сферу бизнеса зоной своих стратегических интересов, может начать исправлять политические ошибки компаний-игроков, что не сулит ничего хорошего для котировок их акций.

Обострение продовольственной проблемы подтолкнуло чиновников из Минсельхоза к идее создания государственной экспортной зерновой компании. На прошлой неделе появилась информация, что такая компания может быть создана уже в текущем году на базе ФГУП "Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка" (ФАП) при Министерстве сельского хозяйства.

В начале года ФАП, занимавшееся до сих пор интервенциями на внутреннем рынке, было преобразовано в ОАО "Агентство по регулированию продовольственного рынка" (АПР), которое будет решать более масштабные задачи. По неофициальной информации, на долю нового игрока будет приходиться 40-50% общего экспорта.

По данным Минсельхоза, в сезоне 2007-2008 годов экспорт зерна составил более 12 млн тонн, а к 2011-2012 годам должен вырасти до 25-30 млн. Как заявил на прошедшей неделе министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, Россия планирует в ближайшие 5-7 лет увеличить производство зерна в 1,5 раза, при этом в текущем году валовой сбор ожидается в пределах 85 млн тонн, а экспорт — на уровне 15 млн тонн.

Среди активов, которые будут переданы АПР,— более 28 компаний с участием государства, в том числе 6 элеваторов и Новороссийский комбинат хлебопродуктов, имеющий собственный перевалочный терминал в Новороссийском порту. Не исключено, что в будущем участие в компании будет предложено и частным предприятиям, однако пока действия Минсельхоза вызывают у них настороженность.

Во-первых, концентрация таких объемов экспорта у одного игрока чревата монополизацией рынка, в том числе в силу того, что он же занимается и интервенциями на внутреннем рынке. Возникает конфликт: АПР через интервенции может влиять на закупочные цены и получать дополнительное преимущество при продаже зерна за рубеж. Нельзя исключать, что с новой компанией будут согласовывать и таможенные механизмы, что создает неравные условия экспорта.

Во-вторых, участие частных коммерческих структур в АПР не снимает угрозы монополизации, так как все будет зависеть от условий этого участия. Эксперты предполагают, что через долю в АПР может определяться и экспортная квота — пропорционально доле. Смогут ли коммерческие структуры при этом оставаться гибкими в вопросах ценообразования и логистики, пока не ясно.

В-третьих, появление "узкого горлышка" на экспорте может привести к ухудшению условий ведения бизнеса в стране: многие игроки будут сильно зависеть от суперэкспортера, так как внутренний спрос развивается не слишком быстро.

Показательным является тот факт, что государство поднимает вопрос о "национализации" в аграрном секторе на фоне высоких мировых цен на зерно. Сразу вспоминается, что именно в период роста цен на нефть разворачивалось дело ЮКОСа и увеличивалась роль государства в нефтяном секторе.

Подобно нефти, зерно сейчас становится "дипломатическим" товаром — продовольственная проблема обсуждалась и на прошедшей встрече стран "большой восьмерки". В текущем году, по прогнозам министерства сельского хозяйства США, мировое производство зерна составит 603 млн тонн, тогда как потребление вырастет до 619 млн. В результате, как полагают в министерстве, мировые запасы пшеницы уменьшатся до 30-летнего минимума.

Сокращение поставок зерна на мировом рынке происходит из-за падения производства в странах ЕС, в Канаде, Аргентине и Бразилии. При этом растет доля поставок из США, России и Казахстана. Поэтому контроль государства над зерновым рынком является политически важным, даже если функции АПР сведутся просто к надзору за поставщиками.

Новости за период